http://www.nork.ru/creation/reviews05.html
Иногда мне кажется, что все несчастья, которые возможны в этом мире, происходили со мной. Я хочу, чтобы мою книгу прочитали те, кто живёт в семье и в богатстве. И любят от безделья чего-нибудь почитать. Только ты не подумай, что я завидую. Я не хочу, чтобы все жили в развалинах и умывались из кружки. Но пусть они представят себя в этих развалинах и с кружками. Потому что когда-нибудь на Земле наступит время, когда все будут так жить"
Вадим Речкалов
"Живых смертниц не бывает. Чеченская киншка"
М.: ВРЕМЯ, 2005, 288 с.
"Права человека"? Забудьте о них. "Гуманность"? Забудьте о ней. "Примирение"? О нём забудьте в первую очередь. Если не получится сразу, то точно получится по прочтении "Живых смертниц…" - просто само собой. И вовсе не потому, что автор - хороший пропагандист - он вообще ничего не пропагандирует. Ничего никому не доказывает. С этой точки зрения Вадим Речкалов - военный корреспондент "Известий" - идеальный журналист. В самом хорошем смысле - действительно идеальный. Даже не потому, что пишет интересно, увлекательно и без речевых ошибок. Потому, что пишет честно. Объективно. Берёт проблему и рассматривает её со всех сторон, давая слово каждому. Чеченцу - так чеченцу. Русскому - так русскому. … - так … . Всем. Все могут воспользоваться своим правом голоса. И пользуются. И говорят. И получается, что все в равной степени - суки. "Права человека" соблюдены. "Человек" опять доказал, что у него нет прав на "права".
Нет, действительно, хочется соблюдать объективность, и, что важнее, бесстрастность. Хотя бы здесь удержаться от пинка "защитникам прав человека" и "либералам". Хотя бы ради того, чтобы не повторяться. Но не получается. Хоть убейте, не получается… "Не могу, друзья, без мата говорить о планах НАТО…" Так и о чеченской кампании нельзя говорить без… ну, хотя бы без обычных ругательств. Медленно тлеющая, раздражающая война, бой местного значения непонятно с кем и непонятно за что, хотя всю Чечню можно было бы уничтожить прицельной ядерной бомбардировкой. Одна маленькая Хиросима - и всё… Потому что в противном случае Россия имеет партизанскую войну, а партизанскую войну, как всем известно из уроков истории, никто и никогда не выигрывал. Это как ремонт - его нельзя закончить, можно только прекратить.
"Иногда мне кажется, что все несчастья, которые возможны в этом мире, происходили со мной. Я хочу, чтобы мою книгу прочитали те, кто живёт в семье и в богатстве. И любят от безделья чего-нибудь почитать. Только ты не подумай, что я завидую. Я не хочу, чтобы все жили в развалинах и умывались из кружки. Но пусть они представят себя в этих развалинах и с кружками. Потому что когда-нибудь на Земле наступит время, когда все будут так жить" (стр. 8). Будут. Обязательно будут. Не потому, что есть на Земле мусульманские экстремисты - не было бы мусульманских, были бы другие. На одной стороне. А на другой были бы люди трёх сортов: те, которым плевать и которые вместо того, чтобы спасать умирающего ребёнка, будут вышибать взятку в смешном размере пятисот рублей (о, в "киншке" описан такой случай - угадайте, кто это был? естественно, наша "доблестная" милиция!), те, которым не наплевать, но чья "борьба" выражается исключительно в массовой истерии и воплях о "правах человека", и те, которых меньшинство и… не важно, о чём там они думают и что говорят - их всё равно никто не слушает. Демократия, кстати говоря, вовсе не предполагает равных прав большинства и меньшинства - просто потому, что природой не предусмотрено. И ещё природой не предусмотрены… "права человека". Если повторить определённое словосочетание много-много-много раз, вы в него либо поверите, либо возненавидите. Аллах акбар, Аллах акбар, Аллах акбар…
Кстати, о "киншке". Это чеченское слово. В чеченском языке нет слова "книга", и вообще, заниматься писательством считается недостойным мужчины. Так что "киншка". "Книжка" по-нашему. Достойным считается… ну, например, убить еврея и получить отпущение сорока грехов. Это не из "киншки" - просто факт. Хотя и в ней он где-то упомянут. Можно убить русского: "Вы, русские, вы не твари, вы хуже тварей" (стр. 60). Можно убить кого угодно - главное, чтобы он не был мусульманином…
Можно сказать, что это "автор выдумал со зла", что на самом деле всё по-другому. Что чеченцы - "маленький, но гордый народ". Что "мы посягаем на их суверенитет". Что российские вооружённые силы - мерзкие оккупанты. Да, это так - любая армия, вторгшаяся на территорию другой страны, превращается из армии в банду мародёров, насильников, просто убийц. Любая. Мы же сказали, что суки все. На насилие отвечают насилием. В этом нет ничего "гордого", в этом нет ничего "доблестного", в этом нет ничего "романтического", как полагают многие домашние детки, каждый вечер укладывающиеся спать в уютные кроватки. Потому что смерть - это не только сверкающие струи крови, омывающие не менее сверкающие клинки или свинцовые пули - кому что больше нравится. Это ещё рвота, дерьмо, грязь и боль, боль, боль… и очень много слёз живых. Если вы это осознаёте и всё ещё хотите на войну - тогда автор рецензии выражает вам своё глубочайшее почтение и снимает перед вами свою несуществующую шляпу. "Она, оказывается, была влюблена в Хаттаба. Хотя, что такое любовь у боевиков. Это вообще забавно. У Басаева, говорила Зарема, четыре жены взорвались. Он же их и пристроил" (стр. 59). Вы готовы к такой Романтике? Тогда вперёд. Alle gegen Alle.
"Смертницы за радость убийства платят жизнью" (стр. 79). Это вообще шедевр. Вряд ли девочки, которые идут в смертницы, могут осознать это - да это и нужно. Они - не самостоятельные существа, даже не люди и уж тем более не "воины" и не "свидетели" ("шахиды"). Они - живые бомбы. Это уже объективно - разве можно назвать "человеком" то, что не умеет даже читать? Любители "прав человека" возмутятся, ну да… Впрочем, определения понятия "человек", за исключением определения чисто биологического, не существует, так что предварим наше резкое заявлении словами "по нашей собственной классификации". Ведь каждый исследователь имеет право на создание собственной классификации. Так вот: оно - не люди. Оно - религиозные фанатики, не понимающие в религии ровным счётом ничего кроме того, что в их головы вбили духовные наставники. А чтобы заставить некое существо пожертвовать собой, ему достаточно вложить в голову мысль, что после смерти оно попадёт в лучший мир. В рай. Это кому как… В общем, это всё, что требуется, главное, чтобы было убедительно. Смертельно убедительно. Если повторить много-много-много …
Тираж этой киншки - 5000 экземпляров. Мало. Очень мало. Нужно было издать несколько миллионов и прицельно сбросить на голову каждому - вы сами виноваты, "рассеяне", что живые бомбы вас взрывают. Вы сами опустились до того, что вас считают "хуже тварей" - вы и есть хуже тварей. Потому что вы даёте себя убивать. И вы обижаетесь на жестокую правду - как патетично это звучит - вместо того, чтобы меняться самим. Чеченцы - гордый народ. Ими можно восхищаться. Не переставая считать их врагами. Вы же их либо презираете, занимаясь моральным "шапкозакидательством" (ну да, "Россия большая, что ей может сделать какая-то там сраная Чечня"), либо уважаете, но как-то по-идиотски - предполагая, что с ними можно "договориться". Нельзя. Нельзя с ними договориться. Absolutely impossible. Так что если победить всё-таки хочется, есть только один выход - уничтожить врага раз и навсегда. Стереть Чечню с лица Земли. Разровнять танками и залить сверху бетоном. Это самый надёжный, самый простой и единственно правильный способ. И никакой романтики. /Анаит Григорян/