А. Бренер и Б. Шурц
Клетка Кролика Лео
Дом-музей Л.Д. Троцкого в Мехико-сити пребывает в печальном запустении. В отличии от расположенного поблизости сказочного особняка Диего Риверы и Фриды Кало , он не спонсируется мексиканскими культурными институциями, но находится на попечении троцкистов-интернационалистов. В основном это британцы, а также активисты из Сша, которые изыскивают минимальные средства для поддержания музея. И все же желающих посмотреть мемориал предостаточно.
Заплатив за вход, посетитель попадает сначала в небольшой книжный магазин, где продается троцкистская литература на разных языках. Оттуда – в обширный внутренний двор дома, устроенного как крепость, с высокой глиняной стеной и смотровыми башнями. В самом центре двора расположена могила Троцкого – небольшая стелла с высеченной в камне пятиконечной звездой. Над стеллой – красной приспущенное знамя, вокруг – пальмы и еще какие-то великолепные тропические растения, похожие на осьминогов. Огромный рыжий троцкист-англичанин в синей пропотевшей гимнастерке и с алой повязкой на рукаве приглашает в скромные, почти аскетические личные апартаменты вождя. Маленькая гостиная с плетеными креслами и низенькой софой, кабинет с пожелтевшими газетами и книгой Маяковского на рабочем столе, убогий сортир и спаленка с двумя чуть ли не детскими кроватями… Потрескавшаяся и почему-то мокрая ванна, полотенце на крючке… Все здесь состарилось и обветшало, а все-таки уютно… (Может, троцкисты сами ночуют тут, купаются и готовят еду на кухне?) Рыжий британец с гордостью показывает следы от пуль на стене, объясняет, куда и как сталинская группа Сикейроса совершила неудачное покушение…
Затем, снова через двор, гости попадают в пустое помещение с каменным полом и несколькими стендами. Тут хранятся документы и прижизненные издания работ Троцкого, а на стендах висят редкие фотографии. На них Троцкий представлен в свой последний мексиканский период. Вот он с Бретоном, Риверой и Кало под огромным толстым деревом, вот он опять с Фридой, влюбленно припавшей к его плечу, вот он со своей дружиной, защищавшей его дом… На некоторых снимках Троцкий выглядит как мирный и утомленный интеллигент, а на других – как ужасный мистагог-кровопийца. У него было странное, неуловимо детское лицо с большим детским лбом и маленьким, детским же, подбородком, обремененным бородкой… Губы, будто только что оторвавшиеся от женской груди… Одновременно сладкое и отталкивающее выражение… Вот он читает "Нью-Йорк таймс", как бы подражая Ленину, читающему "Правду"… Но, наверное, самая душераздирающая фотография – та, на которой он запечатлен сразу после смертоносного удара Меркадера. Его, громовержца русской революции, поддерживают под руки два мексиканских детектива, похожих на американских гангстеров – в двубортных костюмах, полосатых галстуках и похабных шляпах. Они прямо-таки сдавливают его в своих объятиях, словно два замаскированных жандарма – тщедушного, старого и все-таки неистового революционера. Но стоит присмотреться к этому снимку, и обнаруживаешь: нет, это не бунтующий старик в лапах чуждой власти… Скорее уж, он ищет защиты у этих полицейских ублюдков, он взывает к ним в своей последней жажде мщения… Он все еще надеется на реванш… А на следующей страшной фотографии он уже в агонии, с отвалившейся челюстью…
Тут гид-троцкист наконец отлипает и устремляется к очередным посетителям… Что ж, отлично, теперь можно свободно погулять по музею и посмотреть на вещи непринужденно…
Оказывается, во дворе есть маленький зверинец. Троцкий любил мелких тварей – зайцев, белок, хомяков… Он разводил живность в своей крепости… И через шестьдесят с лишним лет после его смерти здесь все еще стоят клетки с морскими свинками и кроликами. Все как при нем, по словам британца…
Одна клетка, нужно признаться, просто поразительная, завораживающая. В ней сидит большой черный кролик. Обычно считается, что черный цвет к лицу крупным, изобильным персонам – он скрадывает их толщину. Может быть, так оно и есть, но к кроликам это не относится. Во всяком случае этот кролик заполнил собой все пространство клетки – и все-таки явно в ней не помещается. Его бархатистое тело выпирает из проволочной кабинки: бока мягкими подушечками торчат наружу, голое ухо выпросталось, красноглазая морда высунулась и розовый нос безостановочно сокращается, как анус экзотической танцовщицы. Этот кролик выглядит крайне непристойно и одновременно жалко. Не революционный зверь, а перекормленное буржуазное отродье!
"А знаете…", – вдруг над самым ухом раздается голос незаметно подкравшегося троцкиста. "Знаете, точно такой же кролик был и при Льве Давидовиче. Точно такой же черный и огромный! И Троцкий, по рассказам, его страшно любил. Того кролика звали Лео, и этого тоже так зовут. Этот Лео, может быть, правнук того, которого кормил с руки сам Троцкий… Наш Лео, правда, чуточку разжирел – даже не может вылезти из своей клетки, ха-ха-ха… А нам, конечно, жаль эту клетку ломать, ведь ее мастерил сам Троцкий… Здесь все сделано его руками…"
Тут троцкист запускает свою собственную тяжелую руку в ведро, где отмокают в воде крупные морковки, и достает горсть. Он подкладывает морковки в звериные клетки. Еще морковку, еще… Последним получает лакомство кролик Лео, и тут же начинает грызть, двигая носом. Клетка ему мешает, морковка ускользает, а лапами он себе помочь не может. Но троцкист вовремя приходит на помощь и прямо с ладони кормит кролика. Кролик сладострастно шарит носом по коже троцкиста, оставляя на ней влажный блестящий след… У обоих от наслаждения прямо закатываются глаза… Честно говоря, на это противно смотреть…