Наконец-то сподобилась закончить статью на тему...
******************************
Глобализация как оружие анархизма.
Мы очень любим говорить о свободе и позиционировать анархиста прежде всего как человека, прошедшего трудную и болезненную процедуру внутреннего очищения и освобождения. Но мы иногда забываем о том, что важнейшей составляющей внутренней свободы являются непредвзятость и умение рассмотреть вещи такими, какие они есть, отбросив "первые впечатления" и расхожую пропаганду. Так, например, в последнее время кажется, что еще немного, и термин "глобализация" пополнит "Словарь русского мата". Другого значения, кроме неопределенно-ругательного, у него, похоже, вскоре вообще не останется - а жаль. Вернее, не просто жаль, а хоть головой о стену бейся с досады! Потому что глобализация - это мощнейший инструмент исторического процесса, и это "абсолютное оружие" потенциально доступно всем и каждому, в том числе и анархистам.
Как и покорное государственным мифам большинство, мы привыкли ассоциировать глобализацию прежде всего с империалистической экспансией (олигархов на нары!), МакДональдсом (ударим камнем по холестерину!) и Бушем-мл. (на дураков не обижаются...). А между прочим, глобализация сама по себе - это не плохо и не хорошо, это не явление, а орудие, и как таковое она ничем не хуже "коктейля Молотова" и информационной войны. В револьвере самом по себе точно так же нет нравственного начала, о нем нельзя сказать, добро он представляет или зло, можно только дать его народовольцу - а можно и жандарму. Вот так и следует отнестись к глобализации - как к макроэкономическому и политическому револьверу; вовремя вынуть его из рук "золотого Севера" и грамотно взять в свои.
Прежде всего признаюсь, что термин "глобализация" и мне самой, анархисту-мондиалисту, не очень-то нравится. Его захватали. Он пообтрепался на углах, пахнет колбасой и нуждается в стирке. Он оброс жиром сотен тысяч размахивающих им волосатых лап. Поэтому лично я предпочитаю слово "мондиализм" - синоним подлинной, гуманистической глобализации, чей смысл еще не успели извратить. (Да и согласитесь, слышать от ультраправых "мондиалистский перверт" куда приятней, чем "глобалистический извращенец". Вроде бы дословный перевод, но посмотрите сами, насколько интеллектуальней, ха-ха.) Мондиализм, он же глобализация, вообще-то не больше и не меньше, чем стремление к полному упразднению каких бы то ни было государственных границ, экономических зон и прочих инструментов насильственной сегрегации. И все!.. А вот каким образом, под чьей эгидой и с какими итогами использовать этот объективно набирающий силу процесс - личное дело людей, в том числе и нас с вами.
Прежде всего следует отличать, хоть это и сложно, глобализацию от экспансии. Мондиализм характеризуется именно тем, что в нем по мере сил и желания самостоятельно и свободно участвуют все страны, этносы и культуры. Однополярная экспансия, ныне прикрывающаяся его именем, - это всегда насильственное стягивание многих под эгиду одного; причем для народов как таковых, по сути дела, безразлично, будут ли развеваться над ними триколоры, звезды-полосы или еще какая геометрия. Итог всегда один - "на первый-второй рассчита-айсь!!!" И кто знает, что станет с теми, кто будет иметь несчастье оказаться вторым... Вот что лицемерно предлагают нам нынешние "глобализаторы", жонглирующие определениями, как карточные шулера! И их план вполне оправдывается - испытывая закономерное отвращение к обесчещенному термину "глобализация", обыватель все отчаянней цепляется за вертикаль власти, за абстрактное "защищающее государство" и всяческую имперскую мерзость. А умные, решительные, неординарные и честные личности, которых так много среди антиглобалистов, невольно служат дополнительным орудием, позволяя профашистским и авторитарным движениям прикрыть знаменем Сопротивления срамные места и воспользоваться чужим героическим ореолом. Космополитизм на основе реального равенства - вот чем должен был бы стать мондиализм. Впрочем, по счастью, еще не поздно взять историю в свои руки. История, помимо человеческой воли, руководствуется еще и своими собственными законами - что, кстати, обуславливает и неизбежность отмирания государства. Если что-то объективно должно произойти, оно так или иначе произойдет - но вот в какой форме и в чьих интересах? Бессмысленно прыгать, как лемминги, в море с утеса, надеясь, что некоторая критическая масса наконец создаст из наших тушек брод. Куда эффективней научиться плавать и не гибнуть в стихии, а решительно и жестко подчинить ее воле Свободы, Равенства и Братства.
Итак, мы уяснили себе подлинную сущность мондиализма, вполне созвучную идеям Свободы. Мы успешно прошли по философскому лезвию бритвы между Сциллой и Харибдой "дивного нового мира" и "патриотического" мракобесия. Что дальше? А дальше посмотрим, что дает нам новообретенный арсенал и каковы наиболее эффективные средства его обретения и применения. Помимо несомненного соответствия глобализации интернационализму и анархическому космополитизму, первый ее бонус - синхронность революцинного/реформаторского процесса, снимающая необходимость последующего сопротивления внешним противникам (а в том факте, что в случае установления анархии на территории конкретного государства соседние (авторитарные) образования немедля начнут интервенцию, сомневаться, на мой взгляд, не приходится). Второе - глобализация подразумевает переход основного поля действия из физической сферы в когнитивную и информационную, что подробно описал Георгий Почепцов в своей - к слову, очень полезной - книге "Революция.com". Из этого логически вытекает возможность участия в революционных событиях куда большего, чем раньше, количества лиц, обретающих к тому же широкий ассортимент способов достижения своей цели. Перенос основного поля боя с баррикад в массовое сознание имеет и еще одно важное преимущество - мы получаем возможность наносить удары режиму в рамках его собственного правового поля, оказываясь, по сути дела, юридически неуязвимыми (точнее, ничуть не более уязвимыми, чем рядовой гражданин). Далее - в условиях единого, общепланетарного административно-экономического образования куда легче перейти к собственно анархии, ибо вялая, аморфная, унифицированная и деперсонализированная система, скорее всего, с легкостью отомрет самостоятельно, "растворившись" в стремительно крепнущем гражданском обществе. С моей личной точки зрения, этап "растворимого государства" неизбежен - если, конечно, мы не стремимся к революционной романтике ради нее самой и в принципе рассматриваем путь реформ как вариант прогресса.
Но какова же будет практическая стратегия превращения глобализации в анархическое действо? Прежде всего, на мой взгляд, следует объединиться в полноправное общественное движение в рамках анархической диаспоры, чтобы во время грядущего кризиса 2008 года иметь возможность если не добиться собственных целей, то хотя бы эффективно противостоять правым группировкам. Затем, вероятно, лучшей политикой было бы постепенное вырастание из "базиса" молодежного протеста "надстройки" в лице своеобразного братства людей, объединенных анархическими убеждениями и высоким социальным потенциалом, занимающих достаточно значимые общественные позиции и согласованно управляющие сперва процессом глобализации, а затем - "анархическими" реформами.
Возможно, эта схема и имеет определенный привкус иезуитства и масонских традиций - я готова согласиться с подобной претензией. Однако следует помнить о том, что наши возможности предугадать развитие истории весьма ограниченны. Как знать - может статься, анархо-мондиализм и есть та стратегия, которая наконец поможет нам подарить миру Свободу... А может быть, он всего лишь расчистит путь анархистам-революционерам, кто знает? Но в любом случае, как кажется мне, попробовать стоит. Всех товарищей, заинтересовавшихся моей идеей - или, напротив, существенно на ее счет насторожившихся, - я приглашаю к публичной дискуссии. Ведь смертным свойственно ошибаться - а в споре, как известно, рождается истина!..