"Вспышка" свингующего Лондона и "Фотоувеличение" Микеланджело Антониони

Какая вещь больше всего достойна считаться символом современной «культуры» капиталистического общества – общества потребительства. Рискну предположить, что этой вещью является телевизор. Миллионы людей живут по заученной схеме: сон – работа (учеба) без удовольствия – ТВ-ящик – сон. Периодически в этот круг попадают водка, наркотики и бездуховный секс (или как вариант мастурбация). С помощью так называемой «массовой культуры», а телевизор сегодня является ее основным проводником, происходит ежедневная духовная кастрация миллионов людей. «Массовая культура» есть специфический вариант мещанской культуры, она, как и современное государство, призвана защищать и охранять диктатуру буржуазии. Ее отличительная особенность в том, что она гиперагрессивна и претендует на полное вытеснение всех других культур, на полное уничтожение альтернативы себе. За внешней безобидностью фильмов про похотливых школьниц и ментов скрыто мощнейшее оружие, превращающее человека в раба.

Но ведь показывают же иногда хорошее старое кино, - возразят мне. Действительно показывают, но очень-очень редко и в совсем неподходящее время. Капля меда не исправит положения в бочке дегтя. Про кино с глубоким смыслом сегодня предпочитают вообще не говорить, либо же выставляют его в непривлекательном свете. Зато, какие деньги тратятся на рекламу новых боевиков, сколько им уделяется место в печати! В результате наблюдаем среди населения, особенно среди молодежи, духовную деградацию и полную неспособность мыслить. Все логично – именно такое тупое поколение «пепси» и нужно буржуазии, ведь рабам опасно думать. А какие надежды связывали с появлением кинематографа! Революционное искусство! Средство просвещения и освобождения людей! … А что мы видим сегодня?…

В середине двадцатого века молох массовой «культуры» уже был сформирован и уже претендовал на тотальность. Но в кинематографе, как и в литературе с музыкой, нашлись режиссеры-художники, верные не Золотому Тельцу, а искусству и принципу свободы. Одним из них был итальянец Микеланджело Антониони. Наравне с Годаром и Феллини, его можно смело назвать величайшим мастером кино того времени. Сегодня пойдет речь о его культовом фильме «BLOW UP», который переводят двояко, как «ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ», тем самым связывая его с профессией главного героя и с событием, произошедшим с ним, и второй вариант, как «ВСПЫШКА», и тогда это будет символическое обозначение случившегося в творчестве Антониони во второй половине шестидесятых годов.

Свингующий Лондон 1966-го года. Столица Туманного Альбиона, все еще пропитанная духом викторианской эпохи, внезапно превратилась в мировой центр молодежной жизни. Музыканты THE BEATLES, THE ROLLING STONES, THE WHO и THE YARDBIRDS (эта группа и ее гитаристы-виртуозы Джефф Бек и Джимми Пейдж непосредственно принимали участие в создании фильма BLOW UP) доводят публику до экстаза. Время рока, увлечение гашишем и общедоступность противозачаточных пилюль…Казалось, старушка-Англия на пороге серьезных перемен и что именно английской молодежи предстоит первой совершить прорыв в новый мир…

Однако, пройдет пара лет…МАЙ-68 во Франции, переход “от протеста к сопротивлению” в Германии, “праздник жизни” в августе 68-го в Чикаго…захват университетских кампусов и битвы на баррикадах…ССНС, СДО и йиппи…Кон- Бендит, Дучке, Рубин и Хоффман…
Почему же Англия осталась в стороне? Почему в ней не было настоящей борьбы?

Нет, конечно же были антивоенные демонстрации, появлялись молодые бунтари, левеющие интеллектуалы, замечательные рок-музыканты…Но размах был не тот: английский бунт 60-х оказался более чем поверхностным, до настоящей борьбы – политической борьбы – практически никто не дорос, в отличии от многих молодых людей в Германии, Франции, США.

Посмотрим, хотя бы на среднего английского «хиппи». В будни это, одетый в цивильный костюмчик, смазливый клерк. На уик-энд же он одевает рваные джинсы (скорее всего приобретенные уже с дырками в какой-нибудь лавочке) и отправляется в клуб, где курит траву, принимает ЛСД или участвует в групповом сексе. Этим протест и ограничивается.

Революционное начало в движении хиппи, движении, зародившемся в США в 1965- 1966 годах, не нашло благоприятной почвы для развития в английской среде. В Англии впервые, уже в 60-е годы, произошел процесс превращения бунтаря-хиппи в безобидную для буржуазного общества «клюху» (производное от «клуба любителей хиппи»). Аналогичный процесс в других европейских странах и в США произошел лишь в 70-е. Капиталистическая система, оставив внешнюю форму, уничтожила сущность и великую мечту движения.

Какова же эта английская почва, в чем ее суть? Ведь вроде было все так прекрасно в 66-ом году, как много было тогда надежд. Необходимо посмотреть более внимательно, необходимо «фотоувеличение» – BLOW UP.

В основе сюжета фильма лежит рассказ Хулио Кортасара “Слюни дьявола”. Вначале интрига строится по каноном детектива: модный фотограф случайно снимает в парке момент убийства: не поверив своим фотографиям, он едет в парк и находит в кустах труп пожилого мужчины, которого он снимал обнимающимся с молодой женщиной (ее сыграла Ванесса Рэдгрэйв – актриса, известная своей активной гражданской позицией, участница многих антиимпериалистичеких митингов и демонстраций). Детектив на этом кончается и начинается исследование духовной сущности английского полуреспектабельного общества 1966 года. Важно отметить, что фильм очень актуален и сейчас, особенно у нас в России: приглядитесь в жизнь крупных городов и вы увидите огромное количество таких «богемных фотографов»…Та же жизнь с «широко закрытыми глазами», тот же страх перед реальностью и отчуждение.

Что значат для героя женщины? Для него они лишь надоевшие куклы, он от них устал: посмотрите с какой небрежностью он общается с моделями. Но что ужасно – большинство девушек сами добровольно стремятся быть куклами! Разве сегодня мы не видим то же самое! Героиня Ванессы Рэдгрэйв – женщина-тайна, она заинтересовала фотографа. Он пытается разгадать ее и, разгадав, вскоре сам становится этому не рад. Герой не идет до конца в своих поисках, он даже не мучается классическими вопросами: кто убил? за что? кем?, он желает лишь разделить с кем-нибудь свою взволнованность от встречи со смертью, рассказать кому-нибудь то, что он узнал, но наталкивается на стену полного равнодушия к миру.

А был ли мальчик? Было ли убийство? Легче все побыстрее забыть: погрузиться в наркотический сон, развлечься с девицами или на худой конец…поиграть в теннис без мяча, как это происходит в символической сцене в конце фильма.
Все так делают. Это правила игры в капиталистическом обществе. Если ты не согласен, то ты обречен…Хочешь стать моделью – вход через постель…Хочешь сказать правду – рискуешь попасть в сумасшедший дом.

Герой фильма по природе своей не готов бороться, какое-там бороться! – будучи смазливым буржуазным типом, но попав в «пограничную ситуацию», совершив своеобразное путешествие, столкнувшись с убийством и увидев всеобщее безразличие, осознав абсурдность существующей системы, он не становится лучше и свободнее, он не выбирает путь бунта, а выбирает путь трусости и возвращается туда, откуда пришел – в иллюзорный мир.

«ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» – фильм о равнодушии, этой, может быть, самой опасной болезни духа. Антониони выносит суровый приговор капитализму: это общество столь равнодушных людей, что у них атрофировались нормальные человеческие чувства, он предупреждает: при таком всеобщем равнодушии может совершиться любое преступление – не только одиночное убийство, но и массовое уничтожение людей.

Михаил Вечный, РКСМ(б), движение "УТРЕННЯЯ ЗАРЯ"

см.

http://www.aglob.ru/films/?id=12