Недавно был свидетелем интересного религиозного спора.
Один религиозный человек доказывал другим удивительную вещь. Что Адам и Ева были душевно порочны. Что Господь Бог изначально создал их не хорошими, а душевно плохими... Из чего, видимо следует, что такими являемся и все мы, как наследники этих мифологических фигур.
Вот его логика.
Адам и Ева совершили грехопадение, поскольку ослушались Бога, и вкусили плод со Древа Познания.
Но почему, Адам и Ева сделали это плохое дело?
Потому, что у них в душе возникло ПЛОХОЕ желание сделать это плохое дело.
НО ПОЧЕМУ У НИХ В ДУШЕ ВОЗНИКЛО ПЛОХОЕ ЖЕЛАНИЕ?
Потому, что у них душа плохая.
Почему же у них душа плохая?
Они всю жизнь жили в Раю, и не могли нравственно испортиться.
Значит плохой душой они обладали изначально.
То есть Господь Бог создал им плохую душу.
Но как это понять? Ведь учение Церкви утверждает, что Бог создал всем людям - НЕ плохую душу?
--------------------------
Действительно, рассуждение необычное. И кажется убедительным. Но если капельку вдуматься, в таком подходе к анализу райского происшествия изначально лежит ОШИБКА... ОШИБКА - уже в его изначальной посылке..
Во-первых, что значит Адам и Ева имели "плохую душу".
Душа - это не материальная вещь. Она - не сосиска на столе, чтобы можно было сказать: плохого - она качества или хорошего?
Душа - не есть неизменная вещь. Человеческая психика (то есть "душа" по-гречески "психея") - всю жизнь развивается и меняется. Может расти и очищаться (отсюда учение католиков о Чистилище), а может тускнеть, скукоживаться и чернеть.
Вы же знаете фразу: "Его душа почернела". Или "его душа посветлела". Это все об этом. О том, что ничего неизменного в душевном мире, как и в мире физическом.
Этому нас и учит ДИАЛЕКТИКА... Учение о всеобщем развитии.
С ней стоит ознакомиться каждому! Причем лучше всего, на мой взгляд, изучать диалектику Гераклита... ее основателя... Она, на мой взгляд, самая древняя и мудрая.
О душе греческий мудрец писал так: "Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока её мера.“
Другой подход мы находим у Платона. Но все равно "душевное постоянство и неизменность" философ отвергает.
Он описывает ее скорее как сложный противоречивый процесс, в котором участвует разные психические силы. Результирующая динамика душевного процесса поэтому, зачастую, непредсказуема.
Человек поэтому постоянно перед выбором. В какую сторону идти? Какому внутреннему импульсу поддаться?
Душа подобна скачущей колеснице. Лошади скачут, хрипят, тянут в разные стороны, соревнуюсь друг с другом.
А образ несущейся неизвестно куда колесницы - удачен еще и потому, что соответствует динамичности и непредсказуемости внутренней жизни.
Второе...
Диалектика присутствует и в Христианстве. Не все христиане настаивают на душевном единстве.
Например, религиозный писатель Достоевский пишет о постоянной борьбе между Богом и Дьяволом... Где место этой борьбы - сердце... то есть душа человеческая.
Но с другой стороны, не слишком ли это просто? Ведь не каждый же способен на совершение любого поступка ?
Значит, действительно, в душах Адама и Евы изначально было что-то такое особенное... некий бунтарский потенциал, который им позволил ослушаться Всевышнего.
Поэтому в анализе этого Библейского сюжета я бы зашел с несколько другой стороны.
Почему вообще мы считаем поступок Адама и Евы - "плохим".
Читаем... Ветхий Завет. Книгу Бытия.
"16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".
Что было дальше ?
"Глава 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих...".
Мало кто обращает внимание, что Бог, как он описывается авторами Библии, соврал Человеку... Адам и Ева, как мы видим, не умерли от того, что вкусили плод Древа Познания. Но Бог еще и наказывает людей за это ! Наказывает только за то, что они не захотели быть скотами ! За то, что захотели знать, что такое Добро и Зло ?
А можем ли мы, вообще, называть Адама и Ева людьми, пока они не осушались Бога?
Чем они отличались от незнающих Добра и Зла животных, пока не сделали это?
И Библия достаточно объективно этот факт иллюстрирует.
Как только первые люди ослушались Бога, и познали Добро и Зло, - в их душе сразу проснулся стыд. То есть они стали полностью РАЗУМНЫ. Стали покрывать свои тела... Стали первыми живыми существами делающими это.
"7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания".
Правдоподобность описанного Библией процесса обретения разума первыми людьми поражает...
Поражает и еще одна вещь. Истинный мотив Бога, почему он не разрешал Адаму и Еве становиться разумными.
БИБЛИЯ ТОЖЕ ПОВЕСТВУЕТ ОБ ЭТОМ СОВЕРШЕННО ОТКРОВЕННО.
"22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни".
Библейской Древо Жизни.
То есть истинная причина запрета: нежелание библейского Бога, чтобы люди после того, как они обрели Разум, теперь вкусили плодов Древа Жизни и становились такими же вечными как боги.
Повторяю еще раз. Все это однозначно описано в Ветхом Завете. И почему священники избегают такого анализа священного текста непонятно. Возможно потому, что не хотят бросать на Всевышнего малейшую тень...
Но разве плохо, что наши предки стали разумны ? Разве не должны мы быть благодарны Змею за то, что обрели разум и выделились из остального животного мира?
И разве плохо то, что в душе первых людей... в большей степени в душе Евы, чем Адама... была та искорка... то зерно самостоятельности, которое сделало возможным ослушание Богу ?
Наоборот Адам и Ева сделали очень хорошо, что не рабски выполняли все распоряжения верховного начальства... Небесного Владыки... А сами решили, что им делать... Открыли для себя дорогу к свободе и знанию!
А ЗНАЧИТ И ОТКРЫЛИ ЕЕ ДЛЯ ВСЕХ НАС.
Отредактировано Trinity (2021-02-21 02:28:02)