В истории русского освободительного движения есть один удивительный документ. Заключенный в Петропавловскую крепость родоначальник мирового анархизма Михаил Бакунин объясняет царю Николаю 1 страну, в которой тот живет.
Находясь на грани умственного помешательства от пребывания в одиночной камере... Воспользовавшись доброжелательной подсказкой царских вельмож, анархист пишет государю свою "Исповедь", в которой он... на мой взгляд искренне... кается в совершенных антигосударственных преступлениях, надеясь получить от властей смягчение свой участи.
А когда Бакунина пеняют за то, что он «раскис» и изливал душу перед российским императором, критикам можно возразить в том смысле, что легко проявлять железную непреклонность, лежа дома на диване, а не в холодном каземате… И легко критиковать тем, кто в такой жизненной ситуации не оказывался и не переживал после ареста минуты полного отчаяния.
К тому же ужасная трагическая ситуация, в которой он сейчас оказался, когда облеченные властью могут делать с подчиненными им -что угодно... в свое время и привела Бакунина к ненависти любой власти человека над человек. К мысли посвятить жизнь к борьбе против любого господства одних людей над другими.
Отвращение к попыткам российских властей командовать собой. Приказывать ему, что ему делать. Как он должен жить - которое революционер впервые пережил в Европе в 1843-1844 гг... - постепенно привело его к пониманию, что он должен бороться не только за личную, но за всеобщую свободу.
Также в процессе написания своей покаянной записки он понял, что не может кривить душой. То и дело из Бакунина вырываются в адрес самодержца словесные описания таких картин российской действительности, который Николай Первый от своих верноподданных никогда прежде не слышал.
Вот кое-какие отрывки из бакунинского покаяния.
Разъясняя свою антиимпериалистическую позицию Николаю 1, он обращается к последнему уже не с исповедью, а с проповедью.
Должны ли мы, русские, насильно включать другие народы (хотя бы и славянские… хотя бы и малороссов, и поляков…) в свой состав?
Хорошо ли это? Должны ли все они делаться русскими?
Что же, они должны забыть свою родную литературу, родной язык, родной говор, родные песни… И все стать русскими !?
«…Одним словом для того, чтобы совершенно потеряться и «слиться в русском море», по выражению Пушкина ?» ("Исповедь"). Быть все на одно лицо !?
Да, и может ли стать русским тот, кто нерусский языком, душою и сердцем !?
Зачем же мы хотим его насильно «орусачить» !?
Ну, если они не будут «русскими»… Если мы их не сделаем насильственно подобными себе… Тогда почему… По какому моральному праву… мы взялись заставить их, чужих, подчиняться? Входить в состав нашей державы и повиноваться!? Хорошее ли дело мы делаем!? Не спросится ли с нас за это в будущем?
Не приведет ли это к тому, «что приобрела Белоруссия вследствие долгого подданства у Польши: совершенное истощение и поглупение народа» ("Исповедь").
Да и будет ли польза от такой внешней политики для России !? Если мы прибегаем во внешней политики к насилию, мы собственными руками порочим себя в глазах других народов. И наша держава станет так же «ненавистна всем прочим славянам,… как теперь она ненавистна полякам» ("Исповедь").
Из России Освободительницы она станет Россией Завоевательницей. Россией Притеснительницей… Сможем ли мы гордиться такой державой !? Не потеряет ли она от этого добытую в сражениях славу !?
И наконец… рано или поздно… такой близорукой политикой не погубит ли она себя… Приведя российскую государственность к разложению.
«Убьет славян, убьет и себя! Таков ли должен быть конец едва только что начавшейся славянской жизни и славянской истории ?» ("Исповедь").
Она погубит себя, став «бездушной машиной для завоеваний» ("Исповедь"). Осквернит свою чистую русскую душу…
Ибо знаю я… напишет Бакунин. Нет шире и добрей, и открытей русского человека… Но когда он вступает на путь порабощения других народов, он становится подобным немецкому или другому завоевателю… По факту уже ничем не отличается от них… Отбирая право на свободу у других, власть лишает этого права и свой народ.
Да, и «какая польза России в ее завоеваниях? И если ей покорится полсвета, будет ли она тогда счастливее, вольнее, богаче?...
И не распадется ли могучее русское царство, и ныне уже столь пространное, почти необъятное, не распадется ли оно наконец, когда еще далее распространит свои пределы?...
Что принесет оно порабощенным народам заместо похищенной независимости – о свободе, просвещении и народном благоденствии и говорить нечего, – разве только свою национальность, стесненную рабством !» ("Исповедь").
Отредактировано Trinity (2020-08-07 05:11:47)