Кстати, также получается, что ум никогда и не возникал Как может возникнуть то, что не имеет формы? Возникнуть и означает, что обрести какую-либо форму.
Разумеется, все живут и воспринимают ещё кое-что, помимо пустоты своего ума – чувствуют себя частью некоторого процесса изменения форм и потока впечатлений.
Так вот, жизнь, согласно излагаемой модели это , так сказать, подключение к некоторой системе взаимоотношений. Назовём эту систему – Миром. Это такая сетевая система объектов взаимодействующих меду собой по принципу причина-следствие, остров определённости, окружённый океаном Хаоса. При этом тело человека это своего рода штекер или вилка, вставленные в разъём для подключения и установления связи с общей сетевой системой – Миром. Это нечто вроде того, как подключаются к компьютерной сети. только там всё просто – кабель, ножки у вилки и гнёзда у разъёма, а подключение живых существ более сложно, и сложность зависит от степени развитости живого существа . Более того – подключение человека к миру достаточно долгий и постепенный процесс, например многие живые существа проникают мир после слияния генетического материала двух клеток, судя по всему – начало «проникновения» сознания в Мир меньше атомного размера, скажем так – возникновение происходит вообще из точки и осуществляется полностью в ходе онтогенеза.
В общем же так - система восприятия (личность) является многоуровневой организацией групп элементов-дхарм называемых скандхами ( скандха - в переводе набор, группа, множество, куча) и представляется в общем классическом виде так:
Система восприятия у живого существа, согласно буддийским представлениям состоит из иерархии 5 скандх (имеющих внутреннюю структуру – подсистемы состоящие из дхарм).
1. РУПА-СКАНДХА. Это – форма существования (точнее – подсистема осуществления взаимодействий) в Мире (в дальнейшем будем также употреблять эквивалентный терми – рупа-уровень). Некоторые даже переводят как – материальная форма, материя, что потом может послужить основой для заблуждений, так как возникает бессознательное ожидание того, что существует некая базовая субстанция «из которой всё состоит» - это неправильно. Субъективно рупа – это и есть тело - система непосредственного подключения к Миру.
ВОТ СМЕРТЬ И ЕСТЬ – РАЗРУШЕНИЕ РУПА-СКАНДХИ.
Следующие уровни иерархии переформатируются частично и не обязательно деградируют, чаще наоборот – остаются на прежнем уровне организации или усложняются.
Тут необходимо сделать несколько замечаний. Лично я стою на позициях абсолютного рационализма. То есть все формы оккультизма, экстрасенсорику и прочие «биополя» считаю наивными представлениями. Ну, они могут быть в каком-то смысле полезны, как полезны волшебные сказки в детском возрасте – они пробуждают и воспитывают интерес к творчеству. Но во взрослом состоянии попытки заменить науку оккультизмом – это инфантильные попытки экспортировать свои представления из среды обмена информацией на уровне рупа-скандхи на другие уровни обусловленности. Может от этого и есть польза, но она в том, что заблуждение и инфантильность помогают понять психологические механизмы. Примерно в таком же аспекте, как изучают элементарные частицы разгоняя и сталкивая из в ускорителе. Что часто делает искусство. В общем – наиболее эффективный метод познания мира – наука и техника, искусство, медитация.
2 .ВЕДАНА – подсистема распознавания по принципу –приятное-неприятное, опасное-безопасное. Рефлексы, элементы памяти, и т.п. Мониторинг поступающих сигналов и воздействий. Преобразуется частично, но в более сильной степени, чем следующие уровни.
Необходимо обратить внимание вот на что. Не следует представлять, что уровни, начиная с этого - это какой-то «параллельный мир» по отношению к рупа скандхе, к Миру, который для человека представляется в виде родного трёхмерного евклидова пространства с четырьмя стихиями – твёрдой, жидкой, газообразной и плазменной. Плюс открытые физиками электрические и магнитные поля. Нет, это своеобразные взаимообусловленности, от уровня к уровню имеющие своё своеобразие. Между прочим фундаментальная наука уже сделала открытие, что квантовые объекты – элементарные частицы, лишь в некоторой степени могут быть представлены в образах и терминах макрообъектов –изменение этих сущностей невозможно полностью описать на основе свойств макрообъектов, приходится совмещать сущности , типа – волна-частица. Вводить «принцип неопределённости» и т.д.
Мир психики практически невозможно описать адекватно в терминах , которыми описывают Мир. Для уровня Ведана ещё можно найти какие-то аналогии (бихейворизм, к примеру), то другие уровни вообще находятся с позиций описания Мира – «нигде» Ю а пространственно-временная локализация обусловлена точкой входа – рупа-скандхой.
3. САМДЖНЯ. Уровень распознавая и генерации идеальных форм – фигуры, цвет, музыкальная гармония, лингвистика и т.д. Уровень настроен во многом взаимооднозначно с устройством (структурой) Мира. Отсюда такая эффективность математики – основные формы сознания адекватны регуляторным принципам мира. Иначе и быть не может – тогда бы личность порождала неадекватные ответы на неадекватно распознанные сигналы. Что иногда и происходит при заболеваниях. Это сфера абстрактного мышления и художественного творчества. Идеальный мир, даже самые заядлые материалисты признавали всегда, что мысль – идеальна. Может тут и есть что-то вроде тавтологии – идея идеальна, но главное – признания наличия идеальной системы. Тут вот ещё какое дело.
Философ Платон считал, что идеи люди как-бы – «вспоминают». Мол – есть мир идей, который как-то соприкасается с психикой, а человек только, так сказать, актуализирует как может эти идеальные формы.
Это в общем не противоречит рассматриваемой анархо-буддийской модели. То есть, существа «подключающиеся к миру» начиная с элементарных контактов постепенно настраивают и свою самджня-скандху согласно общемировой модели. Чтобы расшифровывать поступающие сигналы и генерировать адекватные ответы. Да , в общем то, ничто не мешает и преобразовывать мировые принципы.
Тем не менее, это совсем не означает, что этот уровень упорядочен также, как и уровень рупа-скандхи. Человеческая рупа-скандха это функционирование в пространстве-времени, действующая так, что человек изучает и преобразует Мир посредством естественных наук и техники, и отражает в произведениях искусства. Уровень Самаджня это своеобразное взаимодействие множество идеальных объектов, имеющее отношение к рупа скандхе как звено в управлении процессом взаимвлияния. Это в некотором аспекте – хранилище принципов (мир идей и образов), по которым происходит обмен информацией на рупа-уровне (мир форм).