Современное общество (в данном случае речь идет, прежде всего, о европейцах) представляет собой конгломерат индивидуалистов-эгоистов, которые заботятся в первую очередь об удовлетворении своих, личных интересов, но уж никак не об интересах других людей. Человек человеку волк – вот наша реальность, именно такой ее сделало развитие капиталистических отношений в обществе.
Человек-атом, вот оно наше структурное бытие сегодня, хотя конечно и с оговорками, но лишь правда, подтверждающими правило (леворадикалы, анархо-коммунисты в частности, в явном меньшинстве, и большая часть европейцев их, похоже, искренне не понимает), и что нас ждет впереди – большой и хороший вопрос. Нет, существует, конечно, и антиглобалистское (точнее – альтерглобалистское) движение, на его акции против глобальной политики Большой Восьмерки, ВТО и т. п. собираются со всего мира сотни тысяч людей, но это, в действительности, не способно пока решить существующую проблему – проблему отчужденного существования отдельных личностей (все мы отчуждены друг от друга).
А эгоизм – это и правда страшная болезнь современности, так как именно он является одним из главных источников общественных бед сегодня, так как с его помощью власть и капитал имущие с легкостью (не всегда правда) могут проводить в жизнь свою политику, диктовать свою волю, да и попросту обманывать народ (пообещав одним, запугав других и т. д.). Протест отдельной личности остается, как правило, незамеченным, если только это не сопровождается чем-то ярко экспрессивным, в частности – прилюдным самоубийством, однако же, коллективный протест – это уже совершенно другое дело, и сводить счеты с жизнью чтобы привлечь к себе внимание тут уже совершенно не необходимо.
Вот так и живем.
С одной стороны мы можем видеть, что все не так плохо, что есть еще люди на этой планете, что чувство коллективизма прорывается сквозь асфальтовую толщь капитализма, но уж больно толстый этот асфальт, и слишком уж мало этих дерзких ростков протеста. А с другой мы видим, что сытая жизнь барана устраивает не всех, и люди подаются в анархисты, в коммунисты, уходят в революционеры, экстремисты. Можно конечно сетовать на то, что процесс этот медленный, но, гораздо лучше, не сетовать на жизнь, а засучить рукава и действовать, работать над распространением радикальных идей.
Ну а пока эгоистическое бытие определяет сознание большинства, и лишь единицы (относительно всего человечества) проявляют истинно экзистенциалистскую позицию, пытаясь сами выстраивать свою жизнь в соответствии с теми принципами, в которые свято верят, и ради которых готовы отказаться от всех иллюзорных прелестей общества потребления и зрелища.
Алексей Боровой писал в свое время, что: «Рост любого исторического общества есть, между прочим, всегда рост автономии его членов.»[1] И это, конечно, справедливое замечание, однако, проблема в том, что в нашем мире эта максима доведена до абсурда, с начала Нового Времени этот процесс шел неизменно в гору и дошел сейчас до таких высот, когда кислород становится истинной редкостью и мозг отказывается работать, а восходящие к вершине растянулись в столь длинную цепь, что потеряли друг друга из виду. В общем, поиск автономии привел торжеству феодальной раздробленности между отдельными людьми.
Причем следует заметить еще и то, что такой подход («бегство от сытости») действительно странен, ведь людям буквально зомбируют мозг с детства, и занимаются этим на протяжении всей жизни каждого отдельно взятого человека.
Людей приучают к тому, что они одиноки в этом мире, что все остальные – его явные или потенциальные враги, что, общаясь с людьми надо всегда быть на стороже, надо думать не взаимопомощи, а о взаимоуедании (как сделать так, чтобы самому получить какую-нибудь выгоду, и плевать, что будет при этом с другими). Одна из главных добродетелей – это карьеризм (но не в узком смысле, а более широко – всегда и во всем идти по головам, по «трупам», окружающих к намеченной цели), когда человек не помогает другому, а «подкладывает ему свинью», лишь бы, «не дай-то бог», этот человек не оказался более успешным, нежели ты (да здравствует капиталистическое мышление эгоистов!).
Человека не учат думать, его учат выбирать из набора заранее подобранных вариантов, жить «по каталогу» и «совету врача» (юриста, политика…). Когда ты идешь в магазин – спроси у консультанта, когда дома – посмотри рекламный ролик, открой каталог, и прочитай, не думай сам (вернее думай, но лишь над тем, какому из раскрученных «экспертов» ты больше доверяешь в том или ином вопросе, кто из них наиболее раскручен). Работу выбирай не по степени интересности и увлекательности (не будьте наивными детьми, выгода – стократ важнее!), а по уровню дохода и престижности, по принципу наибольшей вероятности вашего личного карьерного роста.
Людям сегодня гораздо интереснее и привычнее читать бульварные романы, полупорнографические и порнографические газеты и журналы, в крайнем случае – какую-нибудь коммерческо-буржуазную прессу с биржевыми сводками, но никак не философскую, революционнонастраивающую литературу (как же – это разве модно, читать Бакунина? разве Фромм может быть столь же интересен, как и Дарья Донцова?!); а, соответственно, и печатать такую литературу не выгодно, накладно, и вот и выходит она ничтожными тиражами, и в основном печатают ее настоящие энтузиасты либо просто на всякий случай (напечатаем триста-пятьсот экземпляров – раскупят, есть же оригиналы, но их не много, так что не будем издавать большим тиражом).
По телевизору, в кинотеатрах смотрят в основном развлекательную туфту, дебильные мыльные сериалы для недалеких домохозяек, которые не видят дальше собственной плиты, и в голове у которых только одно: «ну что же там дальше случится с Хуаном Педро?!». Человеческий мозг форматируется под жевательную резинку зрелища, цель которого – изъять человека из мира действительных проблем, и перенести его в мир несбыточных (либо просто нереальных) грез, что бы жил он «нормальной» жизнью – жрал, спал, работал до одури, трахался и размножался, развлекался и не думал о проблемах мирового бытия, а то ведь так и сума можно сойти, и затребовать перемен (искусство, даже радикальное, тоже сделали товаром, не более того – человек случает в плеере «Я всегда буду против» Егора Летова или «Жизнь в полицейском государстве» Ермена Анти и при этом вкалывает по десять-двенадцать часов на ненавистной работе в затхлом офисе, «зато за хорошие бабки»).
Передачи телевизионных новостей – это вообще отдельная песня, так как одна из главных их особенностей, основное их предназначений в том, что они напрочь убивают в людях способность к самостоятельному анализу, мышлению: людям «эксперты» (чаще всего – полуграмотные журналисты) предоставляют «высокоумные» суждения о любых проблемах, рассказывают о событиях и тут же пичкают обывателя анализом (а докучи еще показывают всевозможных политиков, политтехнологов, ученых от капитализма и Власти, и прочую шваль), так что человек впитывает увиденное не задумываясь, а потом совершенно искренне думает, что имеет в голове истинную картину мира (и таким образом очень легко промыть мозги информацией о «страшных экстремистах» из Черного Блока или тоталистах-коммунистах – речь о сторонниках истинного коммунизма, без подавления отдельных личностей, без тоталитаризма).
Это натурально логика «продавшихся заживо»[2]: «не думать ни о чем, кроме колбасы»[3]. Только по-настоящему атомизированные эгоисты могут так жить, человек с коллективистским взглядом на жизнь (и уж тем более – коммунист), никогда бы на такое унылое прозябание не согласился, да и не соглашается, и потому есть в мире левые экстремисты, радикалы от анархизма и левого марксизма, которым чужда буржуазная мишура созданная из их же собственных костей.
«Небо и земля – долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.»[4] А наши люди сегодня приучаются с детства именно к заботе о себе самих, игнорируя интересы окружающих, и в этом причина их сиюминутности, их мертворожденности и мертвоживости, когда человек на самом деле не человек, а только тень, которую не замечает даже он сам.
Человечество вырождается и роет себе могилу собственными устремлениями к сытому комфорту конформистов-эгоистов-буржуа, которым в жизни только и важно, что сыто и спокойно жрать.
Конечно, нельзя утверждать, что нас ждет скорая и неминуемая гибель, но, если продолжиться процесс разложения, если его не удастся перебороть коллективистским подходом к жизни, если не удастся отказаться от сытости и пошлости в пользу взаимности и разумности, то смерть придет в наш дом, и царство Чрева падет под собственной тяжестью, и наступит конец цивилизации (закат Европы завершиться всемирным Апокалипсисом вызванным торжеством капитализма).
Люди дерутся между собой, вырывают друг из под друга тепленькие и удобные кресла, лишь бы самим поскорее их занять, вырывают из рук у ближнего колбасу (а то и изо рта даже), дерутся за возможность получить скидку в магазине (иногда подобное позорное зрелище показывают в новостях), а все только потому, что не понимают, что над ними издеваются, ими манипулируют «Те, что там Наверху».
Ждать нельзя, надо действовать, надо менять этот мир, не бежать от него, а именно менять, иначе «завтра может быть поздно жить»[5].
А запасы нефти и газа медленно но верно приближаются к концу, чистого воздуха становится все меньше, отработанное ядерное топливо переполняет могильники, войны становятся все более катастрофически разрушительными. Человек сегодня – раб микроэлектроники, раб электричества.
И если мыслить коллективистскими категориями, заботится не о сытом желудке сегодня, но о жизни своих детей завтра, то выход действительно можно найти, иначе впору накрываться простыней и ползти на кладбище.
Вопрос в том, хотим ли мы спасения человечества и верим ли в такую необходимость. Если да, то время пришло, «пришло вчера», и у нас действительно остался только последний шанс на спасение, делема на сегодня проста и ужасна, как только бывает, проста и ужасна ничем не прикрытая правда жизни: «выжить в условиях надвигающейся катастрофы мирового масштаба, к которой нас толкает, словно конвоир штыком, капитализм, либо погибнуть под обломками мира, стоящего на плечах разлагающегося эгоизма»:
«Снова зомби плывут по знакомому маршруту: спать - на работу - телевизор - спать. Любимый город может спать спокойно. Общество потребления и зрелищ работает по прежнему графику. Всё идет по плану.
Честно говоря, я давно уже пребываю в роли эдакого юного натуралиста. Наблюдаю за этим паноптикумом, зоопарком, склепом. От уютного капканчика гармонично-чавкающего бытия сильно несет мертвечиной. Распад полный, смердит кругом. Но ты-то жив, товарищ?»[6]
Выживем ли мы, сможем ли преодолеть тенденцию к разобщению или точка бифуркации уже пройдена и центробежные силы разрушения уже не преодолеть? Вот он – важнейший вопрос современности, и только от персональной ответственности каждого, от революционной позиции каждого из нас зависит, сможем ли мы спастись, сможем ли вырвать человечество из лап ненасытного Левиафана капитализма, который играет с нами, словно дрессировщик с забитым тигром в клетке, давно не кормленным, сломленным и покоренным.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Боровой А. А. «Власть»/ http://www.avtonom.org/index.php?nid=1017
[2] Летов Е. «Вот какое небо»
[3] Борзыкин М. «Сыт по горло»
[4] Лао‑Цзы «Дао Дэ Цзин» (перевод Ян Хин‑шуна)
[5] Кинчев К. «Завтра может быть поздно»
[6] Василий Ливень. «Весело и страшно»/ http://avtonom.org/pub/liven_veselo-i-strashno.html