http://www.gazeta.ru/2007/07/27/oa_245401.shtml
«Дырка в стене не от этого взрыва»
Текст: Алан Цхурбаев (Владикавказ) Фото: ИТАР-ТАСС
Первый взрыв в бесланской школе был вызван выстрелом извне. Российские военные применяли при штурме спортзала гранатометы. Пожарные приступили к тушению пожара в спортзале спустя два часа после его начала. Эти сведения подтверждаются новой видеозаписью, которая оказалась в руках членов комитета «Матери Беслана».
Комитет «Матери Беслана» продолжает доказывать то, что вина за смерть 333 заложников в школе № 1 лежит не только на террористах, но и на тех, кто инициировал штурм школы. По версии комитета, это ФСБ России.
В четверг потерпевшие от теракта в Беслане собрали журналистов, чтобы показать им новые, недоступные ранее видеозаписи, сделанные сотрудниками прокуратуры 3–4 сентября 2004 года – в день штурма и сразу после. «Эта пленка пришла к нам по почте»,– сказала председатель комитета Сусанна Дудиева, добавив только, что «есть много людей, которые хотят нам помогать». От дальнейших уточнений Дудиева отказалась.
По словам Дудиевой, на показ, как потом выяснилось, сенсационных кадров были приглашены и сотрудники ФСБ и прокуратуры Северной Осетии. Но они не пришли. «Эта запись была сделана следователями прокуратуры 3–4 сентября 2004 года. Вы увидите диалоги следователей с саперами о принципах соединения взрывных устройств (установленных боевиками. – «Газета.Ru») и многое другое. Всю запись мы показывать не можем, потому что там в конце кадры как выносят трупы наших детей. И главное, когда мы просили эту запись, нам в той же прокуратуре сказали, что запись потеряна», – рассказала Дудиева.
На экране появились кадры, снятые дрожащей рукой на любительскую видеокамеру. Чувствовалось, что сотрудник органов, которому поручено снимать, очень нервничает.
Бегущие по улицам Беслана люди, раненые, спасатели, военные, хаотичные выстрелы, клубы дыма над спортзалом. Наконец появились кадры допроса саперов, датированные 4 сентября, 17.50. Лиц видно не было, так как камера снимала в основном лежащие на столе самодельные бомбы – пластиковые бутылки, полные железных шариков. По словам Дудиевой, следователь разговаривает с сапером Андреем Гаглоевым, который первым добрался до бомб и обезвредил их, и его начальником, командующим инженерной службой 58-й армии Бахтияром Кара-Оглы Набиевым.
Набиев сидит за столом и рисует цепь минирования. Рядом четыре бомбы. Набиев: «Третья висела вот здесь (рисует)». Гаглоев: «Сняли, сняли…» Набиев: «Третью пытались снять, но не смогли». Гаглоев: «Потому что здесь три с половиной метра высота, попробуй снять (о бомбе над баскетбольным щитом)». Следователь: «А они между собой должны быть соединены?» Гаглоев: «Должны. Они все были соединены». Следователь: «Какая-то цепь?» Набиев: «Нет, там цепь вообще напутана, хрен его знает. Вся напутана была, вся».
Гаглоев: «Несколько точек инициирования могло быть, потому что там проводов по восемь было подведено к каждому заряду».
Набиев: «Под выстрелами не посмотришь, не обследуешь».
Следователь: «А что по поводу дырки в стене? Они говорят, она появилась после двух взрывов (внутри школы. – «Газета.Ru»)». Набиев: «Дырка в стене не от этого взрыва. Если бы внутри помещения был бы взрыв таких вот зарядов… смотрите, какие шарики. Если бы под этим окном взрыв произошел, как они говорят, все вокруг… Это стреляли… мы вытаскивали детей. Ни у кого таких осколков нет. И вокруг тоже». Следователь: «Так в помещении не было взрывов?». Набиев: «В помещении не было».
Последние слова в этом разговоре и стали главными, означающими, что первые взрывы были не взрывами бомб террористов, а были произведены извне. «И нам уже три года доказывают, что взорвалась «бандитская бомба», – сказала Дудиева. «Еще нам очень интересно знать, кто такие «они»? По нашему мнению, это ФСБ, потому что ФСБ первые озвучили версию о том, что взрывы бомбы внутри спортзала. Они проморгали этот теракт и теперь засекретили материалы, и расследование прокуратуры застопорилось из-за этого. Они не дают материалов, не дают допрашивать своих сотрудников». По словам Дудиевой, комитет уже обратился с письмом на имя директора ФСБ с просьбой о рассекречивании всех материалов дела, как тормозящих расследование.
По словам главы материнского комитета, пленка доказывает также то, что начальное возгорание в спортзале было незначительным, а с 14.45 по 15.08 спортзал был обстрелян гранатометами и огнеметами и запылал как факел.
Далее на экране появился сотрудник прокуратуры, который 4 сентября в 7.30 утра проводил запись во дворе школы. В этой части съемки главным стал фрагмент, на котором видно несколько тубусов от гранатометов (или огнеметов), которые были сложены в ряд во дворе школы. «И они до апреля 2005 года отрицали, что использовали огнеметы, – сказал потерпевший Валерий Карлов. – Так до сих пор и врут».
27 ИЮЛЯ 10:23