Братья, анархисты! :umn: Я в своём предыдущем посте как то вроде бы выпендрился, что я типа специалист в религиях. Получилось что то черезчур претенциозно. Следует уточнить, что научной карьеры мне сделать не удалось. Пытался я поступать в аспирантуру, да тогда как раз начался крах коммунизма, и я сосредоточился на политической деятельности, потом на журналистике (к тому времени в журналистике можно было уже зарабатывать не меньше денег чем в науке, и смысла защищать диссертацию не стало никакого)… Короче знаниями кое какими обладаю, но не слишком уж грандиозными.
И вот моё мнения по затронутым темам.
Не слыхал, чтобы граф Толстой называл себя анархистом. (Может пропустил где, но скорее всего не считал он сам себя анархистом. А раз так то и анархистам не следовало бы приписывать ему причастность к своей идеологии). Насколько я понимаю, Толстой создал собственное и религиозное и политическое учение, которое весьма близко к анархизму, но всё же не совсем анархизм. После 1907 года толстовцы даже участвоали в выборах в Государственную Думу, но кажется неудачно, депутатов туда, если не ошибаюсь, им не удалось провести ни одного.
Насколко же я понимаю религиозные поиски позднего Толстого, то его следовало бы считать религиозным реформатором. Причём его религиозная мысль не сводилась только лишь к христианству. Толстой предпринял одну из первых попыток создать идеологическую систему, в которой все религии не враждовали бы друг с другом, а взаимодополняли друг друга, сотрудничали. В подобном ключе после Толстого появлялось уже и много других подобных мыслителей, в подобном ключе мыслили и хиппи 60-х. Александр Мень в своей «Истории религий» по моему был близок к такой позиции, отстаивая мнение, что всякая религия есть серьёзный этап на пути богопознания человечеством. Весьма рекомендую в этом контексте трактат Даниила Андреева «Роза мира» (в постсовесткой России его суммарный тираж превысил миллион экземпляров, но ододеть эту книжку не каждому по силам).
Толстой очень повлиял на формирование мировоззрения Махатмы Ганди. Идея ненасилия для меня не менее актуальна чем идея безвластия. Думаю достичь безвластия можно только методом ненасилия…
Тут для меня очень важно подчеркнуть, что в отношении к религии существуют два крайне полярных подхода. Многие воспринимают религию только лишь как догму. Кто то когда то дал откровение, исходящее свыше, прямо от Бога или его пророков. А нам теперь остаётся лишь тупо зазубрить эти религиозные догмы и выполнять сложившиеся предписания, чтобы спасти свою душу… Но даже при этом подходе обнаруживается, что помимо откровения существует и религиозная традиция, предание, и религия в ходе своей истории постоянно эволюционировал и трансформировалась.
Поэтому лично мне ближе другой подход к религии. Тупое зазубривание догм нужно как раз тем, кто хотел бы использовать религию как один из важнейших факторов укрепления власти. И если участники этой дискуссии, когда говорят что анархия и христианство (как и любая другая религия) не совместимы, имеют в виду этот аспект, то я с такой постановкой проблемы соглаен. В таком контексте анархистам такая религия, называющая человека к примеру рабом Божьим и проповедующая, что всякая власть от Бога, действительно совершенно ни к чему. Не совсместимы тут принципы.
Однако я настаиваю, что в само религиозное мировоззрение (независимо от конфессии) и можно и нужно привнести анархистский подход, когда человек становится религиозным не из страха перед властями не из бездумного подчинения древней традиции не из желания использовать религию для управления и власти над другими. Если для человека религия это просто его честное мировоззрения и попытка ответить на вопрос об устройстве мира, а во что ему конкретно верить или не верить, он решает исключительно основываясь на собственном свободном выборе и этическом чувстве, то вот такой подход к религии вполне совместим с анархической идеологией в политике. И даже больше. Именно в таком сочетании – свободы в религии и анархизма в политике формируется весьма успешная и привлекательная для современного субъектного человека идеология.
Подобно тому, как в формировании буржуазной цивилизации роль идеологического фермента и катализатора сыграла идеология христиан-протестантов. (Макс Вебер о протестантской этике по моему очень верно всё это растолковал), так и будущая анархистская цивилизация возникнет и утвердится только лишь когда произойдёт соответсвующий этап вразвитии религиозной мысли, когда массы людей осознают и поверят, что Бог создал людей в первую очередь свободными и наступил этап в жизни человечества, когда этой своей свободой люди должны распорядится так, чтобы создать общество, в котором ни у кого не будет власти над другим, а прежние государства, выполнив свою историческую роль, трансформируются во всечеловеческое братство.
В этом контексте и атеизм всего лишь разновидность религиозного выбора. Ведь наука не может ответить на вопрос о Боге. Этот вопрос не в компетенции научного метода познания. Следовательно атеисты тоже мыслят по сути религиозным способом, меняют знак, но не метод. И теисты и атеисты опираются на веру а не на научное знание. Одни поверили в Бога, ибо им по каким то причинам удобнее жить в мире, где есть творческое начало, атеисты не поверили в Бога, им удобнее жить в мире, в котором нет никакого высшего разума и смысла.
В моём представлении правильный анархист должен быть веротерпимым и оставлять каждому право делать собственный религиозный выбор.
Поэтому по моему твёрдому убеждению усидеть на этих двух стульях –Анархия и религиозность и можно и нужно. Я бы даже сказал что это один стул, если к анархии отнестись по-религиозному, а к религии анархически.
Про анафему не знаю даже что именно спрашивают. Да анафема это прежде всего отлучение от церкви, то есть когда церковь как орагнизация не допускает отлучённого к совершению церковных таинств, включая причастие. Римские папы не раз отлучали таким способом многих королей и императоров, и исключительно по политическим мотивам. Ну и доигрались в итоге до реформации, появились христиане-протестанты, антипаписты, которым на папу Римского с его анафемами стало глубоко плевать. Толстой в этом контексте весьма подобен такому же религиозному реформатору как Лютер или Кальвин и в этом смысле на мой взгляд никакая анафема РПЦ не может лишить права человека самому считать себя христианином. РПЦ может только объявить, что не считает этого человека членом своей церкви. Ну и что? Христос тоже не был членом РПЦ. :drum:
Примечание.
В истории раннего большевизма было такое течение представленное Горьким, Богдановым и Луначарским, которое пыталось соединить марксизм с христианством. Ленин яростно затоптал эту тенденцию в зародыше, но по моему тенденция была весьма перспективная. В Латинской Америке уже последние лет 40 весьма популярно подобное течение в католицизме «Теология Освобождения», пытающееся соединить марксизм с католицизмом. По некоторым сведениям именно представители этого идеологического течения организовывали восстание в Мексиканском штате Чьяпас десяток лет назад. Два католических священника близких к этому течению входили в первое правительство сандинистов в Никарагуа. Один был министром культуры а другой министром иностранных дел.