Внешнее и внутреннее противостояние левых радикалов
Демонстрации антиглобалистов все чаще заканчиваются потасовками с полицией и пожарами
Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Демонстрации антиглобалистов все чаще заканчиваются потасовками с полицией и пожарами
В Европе наблюдается новый подъем леворадикального движения. Помимо увеличения числа демонстрантов и более скоординированной организации выступлений растет и склонность к насилию участников массовых выступлений.
Пасхальные выходные в Европе являются традиционным временем для проведения акций протеста - феномена, пережившего за последние несколько лет настоящее возрождение. После заметного сокращения числа участников массовых демонстраций в 1990-х ввод американских войск в Ирак в 2003 году ознаменовал начало нового оживления в рядах европейских активистов.
Демонстрация против войны в Ираке, Берлин 2003 годBildunterschrift: Демонстрация против войны в Ираке, Берлин 2003 годПостепенное пополнение в рядах пасхальных демонстрантов в течение последних 4 лет и популяризация других крупных акций протеста наводят на мысль о том, что в наши дни у европейских активистов, особенно в левых радикальных кругах, появилось больше поводов для проявления недовольства.
В 2003 году демонстрации против войны в Ираке мобилизовали от 6 до 10 миллионов человек во всем мире, из них 3 миллиона - в одном только Риме; в 2001 году в Женеве собралось около 300 тысяч противников капитализма. Неудивительно поэтому, что большой наплыв демонстрантов ожидается и во время предстоящего саммита "большой восьмерки" 6-8 июня в немецком Хайлигендамме и его окрестностях.
Похоже, европейское движение левого крыла получило новый импульс, подобного которому не было со времен радикальных выступлений 1960-70-х. Протестуя против войны, глобализации, неравенства и угрозы окружающей среде, радикальные левые группировки с новой силой заявляют о своем существовании.
Головная организация мобилизует левых радикалов?
Головная организация мобилизует активистов Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Головная организация мобилизует активистов Однако, как известно, войной, бедностью и неравенством никого не удивишь. Постепенное возвращение к активной деятельности левых радикалов в последние годы объясняется скорее не возросшим количеством поводов для недовольства, а улучшившейся организацией движения протеста. Слаженность и профессионализм, с которыми происходит сведение в одном месте группировок сходной направленности со всего континента, позволяют предположить наличие в Европе скоординированной леворадикальной сети.
Одной из организаций, претендующей на роль лидера в мобилизации левых радикалов Европы является Global Resistance, не склонная к проявлению насилия группа со штаб-квартирой в Лондоне, координировавшая многие крупные демонстрации последних лет. "Для согласования акций протеста во время таких событий как саммиты ЕС или "большой восьмерки" создается специальная зонтичная структура, - рассказал DW-WORLD.DE представитель Global Resistance Гай Тейлор. - В большинстве случаев эту роль берет на себя наша организация".
"Левые радикалы исторически объединены лучше ультраправых сил, поскольку их долгое время поддерживали такие страны как Китай и Советский Союз, - считает профессор политологии при университете Антверпена эксперт по леворадикальным движениям Кас Мадд. - Этой поддержки больше нет, однако у левых успела сформироваться интернациональная идеология, и остались связи, которые позволяют различным организациям работать сообща".
Демонстранты и насилие
Горящие автомобили становятся все более частым явлением на демонстрациях левых радикаловBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Горящие автомобили становятся все более частым явлением на демонстрациях левых радикаловПомимо увеличения числа демонстрантов и улучшения координации действий различных группировок, в последнее время в рядах участников массовых выступений участились случаи насилия.
Не секрет, что традиционные первомайские акции протеста в Германии редко обходятся без того, чтобы их участники не подожгли один или два автомобиля. Однако немецкая полиция уже давно не готова жертвовать бóльшим числом машин, чтобы успокоить воинствующих анархистов и предотвратить прямые столкновения.
Что касается демонстраций международного масштаба, то там случаи насилия участились и стали более радикальными. Однако, по мнению представителя Global Resistance Гая Тейлора, эту тенденцию нельзя отнести на счет улучшившейся координации акций протеста. "Очень редко бывает так, что какие-либо организации склоняют демонстрантов к беспорядкам и проявлению насилия, - говорит он. - Некоторых участников акций раздражает игнорирование со стороны властей и это вынуждает их прибегать к более "радикальным" мерам протеста. Как бы там ни было, в нашей организации подобная практика особой поддержки не находит".
По словам Тейлора, большинство протестующих групп слишком малы, чтобы развернуть крупномасштабную операцию, ориентированную на погромы и столкновения. Когда обыкновенная демонстрация перерастает в акцию насилия – это незапланированный поворот событий, считает он. "Чаще всего косвенным разжигателем стычек является полиция, - говорит активист. - И в ее же силах избежать конфронтации. Очень многие крупные акции протеста заканчивались мирно - несмотря на разозленных пренебрежительным обращением властей участников - лишь потому, что полицейские не провоцировали демонстрантов".
"Профессиональные" демонстранты
Участники движения Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Участники движения "Черный блок" носят черную одежду и маскиО невоинственности левых говорит и профессор антверпенского университета Кас Мадд. "Взгляды и тактика различных леворадикальных групп могут отличаться друг от друга, однако, как правило, большинство из них не являются приверженцами идеологии насилия", - считает эксперт.
Ярким примером воинственно настроенных анархистов являются участники так называемого движения "Черный блок". Свое имя эта мобильная группа, члены которой сходятся лишь на время акций протеста, получила из-за цвета одежды и масок участников, позволяющих им выглядеть, как большая черная масса, и затрудняющих идентификацию личностей демонстрантов.
"Блоковцев" достаточно немного – порядка 200 человек, - говорит Кас Мадд, - однако у них хорошие связи среди голландских и немецких сквоттеров (сквоттер – человек, самовольно заселяющий покинутые или незанятые места или здания. – прим. ред.)". По мнению эксперта, к членам этой небольшой группировки вполне применимо название "профессиональные демонстранты".
Расстояние – не помеха
На акции протеста в Копенгаген съехались левые радикалы со всей ЕвропыBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: На акции протеста в Копенгаген съехались левые радикалы со всей ЕвропыМнения о том, что большинство групп левого крыла настроены ненасильственно и в какой-то мере даже демократично, придерживается и эксперт в области леворадикального экстремизма в Европе профессор Люк Марч. "Правильнее было бы сказать, что к проявлению насилия чаще всего склонны анархисты, борцы за права животных и радикальные "зеленые", - говорит он. – Во время акций протеста эти группировки иногда примыкают к левым, однако на самом деле у них абсолютно другие интересы и они практически никак не связаны с левацкими кругами".
Недавний случай, когда на демонстрациии против закрытия молодежного центра в Копенгаген съехались ультралевые экстремисты со всей Европы, свидетельствует и о повышенной готовности отдельных представителей крайней левой сцены ехать за несколько сот километров, лишь для того, чтобы поучаствовать в подобных акциях. Одной из таких ультралевых групп, отмеченных в беспорядках в датской столице, была Anarchist Black Cross. Ее члены организуют марши протеста по всему миру. "Стоит отметить, что многие умеренные левые предпочитают держаться подальше от мероприятий такого рода, - говорит Мадд, - а участвуют в них скорее более радикальные элементы".
Угроза для саммита: слева или справа?
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: "Пробная" демонстрация антиглобалистов в Хайлигендамме, 29 апреля 2007 годаВ преддверии июньского саммита "большой восьмерки" особые опасения в лагере левых вызывает тот факт, что в их ряды могут проникнуть представители ультраправой сцены, в результате чего не исключена вероятность новых беспорядков. Однако Кас Мадд уверен, что если и дойдет до серьезных столкновений с полицией, то лишь по инициативе анархистов со стороны левых радикалов.
"Несмотря на то, что ультралевые и ультраправые придерживаются сходного мнения на глобализацию, они не объединятся, - говорит эксперт. - Скорее, обе группировки организуют собственные демонстрации на расстоянии друг от друга, и мне кажется, что правые не станут искать столкновения с левыми".
Ник Амис
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,25421...omments-325-xml