В кровавом вихре эпохи.
О фильме «Девять жизней Нестора Махно». (ДомФильм при участии Еврофильм-Сервис, режиссер-постановщик Николай Каптан).
К образу Н.И. Махно и к историческому явлению махновщины отечественный кинематограф обращался уже не раз, - достаточно вспомнить фильмы «Красные дьяволята», «Александр Пархоменко», «Салют, Мария!», «Хождение по мукам». Но в них образ Нестора Махно проходил эпизодически. Да и исторической правды о нем в этих фильмах было немного: все больше выдумки, инсинуации, карикатура. И вот, наконец, вышел многосерийный фильм о Несторе Ивановиче Махно. О махновщине. О Великой русской революции. О ее вождях и рядовых участниках. О гражданской войне. О страшном русском бунте. О верности человека своим идеалам, своей совести.
Этот фильм, безусловно, не для отдыха. Он заставляет думать. Он рождает серьезные и тяжкие раздумья о судьбах революции, страны, народа и, особенно, о судьбах крестьянства.
Как историк, не могу не отметить: в общем правдиво и, в целом, исторически верно отображены в фильме практически все этапы жизни Н.И. Махно и все этапы махновщины. В этом, несомненно, большая заслуга авторов сценария Игоря Болгарина и Виктора Смирнова.
Перед нами на экране последовательно проходит жизнь Махно: простой крестьянский паренек (и, одновременно, анархист-подпольщик и экстремист-экспроприатор); политкаторжанин; рабоче-крестьянский вожак и советский деятель Гуляй-Поля в 1917 году; политический беженец, прибывший в Москву с оккупированной Украины; вождь небольшого партизанского отряда; вождь крестьянской повстанческой армии; наконец, эмигрант, угасающий в тяжелой болезни и беспросветной нищете в богатейшем и красивейшем городе мира - Париже. И в то же время перед нами – страдающий и мятущийся человек, труженик, любящий муж, заботливый отец.
В фильме есть несколько ключевых исторических эпизодов, которые помогают раскрыть как характер самого Махно, так и характер той эпохи, при чем создателям фильма удалось максимально отразить в них весь драматизм и накал событий. Эпизоды эти переданы с потрясающей художественной глубиной. Это, несомненно, такие эпизоды, как ожидание Нестором смертной казни в 1910-м году; это встреча Махно с В.И. Лениным в июне 1918 года; затем, конечно, бой в Дибривках, где рождается тот самый «батько Махно», который отныне будет принадлежать Истории; это и первое взятие Екатеринослава, где махновщина неожиданно для Н.И. Махно дает сбой в смысле революционной практики, а сам Махно получает от союзников – рабочих, и их вождей - большевиков и левых эсеров, отрезвляющий «холодный душ» за все то, что махновцы натворили в Екатеринославе; это и знакомство с Галиной, будущей женой (потрясающая по оригинальности и глубине сцена знакомства, а затем и сватовства Нестора к Галине опирается на исторические источники); наконец, награждение красного комбрига Нестора Махно орденом Боевого Красного знамени после ошеломляющих успехов бригады-армии Махно в боях против белых в Приазовье.
Нестор Махно, со всеми его положительными и отрицательными чертами – и в жизни, и в исполнении Павла Деревянко – это плоть от плоти и кровь от крови народа, многогранная личность со многими плюсами и минусами народного характера.
Павел Деревянко в роли Н.И. Махно – несомненный творческий успех. Актер сумел проникнуть в самые глубины характера своего героя и буквально живет в своей роли. Интересны и заслуживают внимания образы Евдокии (Ада Роговцева), Насти (Лидия Оболенская), Марии (Леся Самаева), Маруси Никифоровой (Анна Укопова), Галины Кузьменко-Махно (Анна Слю), Федоса Щуся (Даниил Белых), Льва Задова (Олег Примагенов), Павла Дыбенко (Сергей Гаврилюк), семьи пана Данилевского (Сергей Романюк, Наталья Солдатова, Кирилл Плетнев) и многих других. Авторам фильма удалось сделать роли второго плана, и даже многие эпизодические роли психологически насыщенными, рельефными, запоминающимися.
Перед нами, несомненно, значительное культурное событие в сфере телевизионного отечественного кинематографа.
Фильм приятно поражает органическим сочетанием исторической объективности, жизненной (порой страшной) правды, художественного мастерства и какой-то удивительной внутренней энергетики – такое «гремучее» (в хорошем смысле!) сочетание сегодня очень редко можно встретить в отечественном кинематографе.
Среди многих трагедийных сюжетов Великой российской революции – война между махновцами и красными в 1920-1921 годах (с перерывами). В фильме эта сюжетная линия – одна из наиболее выразительных и трагичных. «Странная» война, в которой ни махновцы, ни красные не хотели убивать друг друга, потому что социально-генетически они были – свои. Но война есть война и у нее своя логика, поэтому все-таки убивали. И ни в каком фильме не сказать всей правды об этом, как, впрочем, всей правды и о гражданской войне в целом. Расстрел махновцами пленных красноармейцев-эстонцев и политическое убийство коммуниста Глыбы (в реальности – Полонского) – это далеко не все подобные факты, имевшие место в реальности, так же как и не все факты вероломных расправ красных с махновцами отображены в фильме. Настоящая трагедия не там, где воюют правда и неправда, а там, где в бою встречаются две правды. И эта ситуация передана в фильме с поразительной силой и глубиной.
В заключение – несколько замечаний. На наш взгляд, авторы фильма все же упустили два важных ключевых исторических события, от которых фильм только бы выиграл. Первое – это беспримерный бой у Перегоновки в сентябре 1919 года, когда махновцы, будучи выбиты из своего района и отступая под ударами войск А.И. Деникина вглубь Украины, в районе Умани вдруг приняли отчаянное решение развернуться и дать встречный бой белым. Неожиданное поражение белых под Перегоновкой и дальнейшее развитие махновцами успеха, в том числе второе взятие ими Екатеринослава и отвлечение на себя значительных сил белых, произошли именно тогда, когда войска Деникина шли на Москву, и когда каждый солдат на Московском наступательном направлении был у белых на счету. Впрочем, поворот от Умани на восток, второе взятие Екатеринослава и сцена с решением А.И. Деникина направить часть войск против Махно, в фильме представлены. Второй упущенный в фильме важный исторический и социально-психологический эпизод – казнь махновцами белых офицеров-парламентеров, привезших Махно предложение барона Врангеля о союзе против красных. Этим Махно категорически давал понять белогвардейцам, что, несмотря на его вооруженный конфликт с красными, никакого союза с помещиками и капиталистами у махновцев быть не может. Кроме того, в фильме нечетко и неполно представлены причины и обстоятельства первого разрыва Н.И. Махно с красными летом 1919 года, и непосвященному зрителю не вполне ясно, почему красный комбриг Н.И. Махно, только что удостоенный высшей советской награды, вдруг порывает с красными (интриги и цинизм Л.Д. Троцкого в отношении махновцев – это лишь одна из причин разрыва).
Итак, перед нами - фильм о Великой революции и о русском бунте как составной ее части; о том, насколько может быть страшен и жесток, в общем-то, миролюбивый, добродушный и терпеливый российский народ, когда власть элиты своими делами доводит этот народ «до греха», и когда его терпение кончается.
Это фильм о том, как трудовой народ России и Украины умел стоять за свои социальные права и интересы или, как говорят в народе, стоять за свое.
Это фильм о том, как рождаются народные вожди.
Наверное, именно поэтому готовый фильм, распространяющийся по всей России на дисках, и вызывающий большой и неподдельный интерес зрителей, вот уже более года не может выйти на экраны главных российских телеканалов.
Анатолий Штырбул,
доктор исторических наук,
профессор.