Умер РАФ, долгой жизни RАТ!

Культура jamming (в свободном переводе - помехи в культуре), subvertising (слово произошло от subvert - разрушать, подрывать и advertising - реклама) - позитивные понятия, набирающие все больший оборот параллельно с негативным внедрением рекламы большого корпоративного бизнеса в самые интимные сферы нашей жизни и смерти (война - не последнее место занимает в продвижении корпоративного бизнеса, чем реклама.) Это действия, спасающие общество от утопления в медиальной болтовне, предлагающей потребительский стиль жизни, это разрушение мира рекламы и марионеточных медиа, это открытие скрытых сообщений.

Поджигание общества потребления без поджога супермаркетов. Используя ситуационистский detournement (тактика перемены значений), подсыпать пороху в трубы всемирной машины работы и потребительства. Это главные цели , обозначенные группами анархистов culture jamming. Как грибы после дождя появляются по всему миру Индимедийные центры (wwwrussia.indymedia.org ), при помощи Интернета расширяющие медиапространство для обычных людей. Их лозунг: "Don't hate the media, be the media" - "Не ненавидеть СМИ - быть СМИ самим.". Также такие группы как RAT (Radykalna akcja tworcza - радикальный творческий акт - rat.bzzz.net), возвращают городское пространство у рекламных биллбордов, обнаруживая скрытое в рекламе пропагандистское сообщение, изменяя его или делая свое. С низу, потиху, с полетом...
Участники таких акций, не могут делать выставку своего творчества, они - творцы неизвестные и анонимные, пока их не свинтят, даже тогда не могут вписать свое творчество в рекомендацию на новую работу. Это искусство не обманет, потому что существует оно только в тесном контакте с миром рекламы, политики и урбанистики и направлено на изменение мира, который пренебрегает нашей свободой и нашим выбором.
На сайте - попытка собрать акции польских культурных джаммеров. Качество часто не очень, потому что авторы часто не парятся архивизацией своих акций и многие снимки сделаны случайными прохожими.
RAT призывает всех оставлять личные уличные сообщения и если делаете что-то подобное, то пишите про это на rat@bzzz.net

Culture jamming и Urban guerrila во времена попкультуры.

Группа ПифПаф
Culture jamming вызван, с одной стороны, потребностью свободы, а с другой - потребностью в развлечении. Жизнь в современном городе - это постоянное противостояние извергающемуся отовсюду информационному потоку. Сегодня городское пространство регулируется законами, которые в малой степени удовлетворяют потребности самих горожан. Сравнение города с бездушной машиной можно усилить сравнением с супермаркетом. Город на каждом углу искушает тысячей новых возможностей - витринами магазинов, плакатами, рекламками и биллбордами, которые с каждым шагом обещают новые впечатления, удовлетворение всех желаний, а также вызывают эти желания.
Jamming в одном из значений - "заглушать". Джаммер - человек, который осознанно реагирует на принимаемую информацию не только как потребитель, но и как творец, который од-творяет смысл и пере-творяет его. Jamming - это контр культурная стратегия, задачи которой - переворачивание смысла исходных посланий с целью показать их первоначальную ложь или уничтожить ее воздействие посредством иронических дописок. Отвоевывание себе кусочка свободы через игру. Игра - вызов скуке, которая по неписаным правилам окружает нас в различных предписаниях, касающихся потребительства, работы и отдыха.
Jamming превосходно используется в виртуальном пространстве, потому что является "медиабунтом", против искусственно созданной существующей симуляции повседневности. Джаммер старается найти контакт с реальной, не опосредованной жизнью.
Группу ПифПаф как место активности интересует город. Чувствуем сходство с движением spacehijacers, "разрывающими пространство", которые занимаются творческим, полулегальным заниманием городского пространства с целью временного использования его другим веселым способом. Живем в Кракове, городе сравнимым с теплой колыбелькой, в которой удобно жить мирно и согласно своему ритму. И, где можно утратить бдительность, дать себя успокоить. Мы немного будоражим эту атмосферу, показывая неудовлетворенность существующими правилами игры. Делаем это ради права на пространство и развлечение.
Не все акции, которые делаем, можно назвать jamming. Как классический пример можно привести наши увлечения биллбордами, которые начались с трафарета "po co ci to?" - (тебе это надо?), рисованного на биллбордах, а закончились доклеиванием людям на рекламных плакатах города комиксовых "облачков" с диалогами. Акция, прокомментированная позднее как выходка (веселая или хулиганская - в зависимости от интерпретации), должна была обратить внимание на неравенство, касающееся городского пространства. Фасад дома или специальное пространство, выделенное под рекламные цели - это собственность, зарезервированная для богатого рекламодателя. Мнение же потребителя, взгляд которого, хочешь, не хочешь, утыкается в рекламный биллборд, никто не спрашивает. Его обязанность - потребление. К тому же нелегальность написания личного комментария на рекламе закреплена юридически, что показывает диспропорцию между властью и информацией. Критерий носит финансовый характер - кто выкупил биллборд, может изображать на нем любое сообщение в свободной форме и эстетике - абсурдную курицу за 6.99, заходящихся в смехе женщин - все что угодно. То, что мы делаем - прежде всего, игра с переинтерпретацией пространства, окруженного различными предписаниями и призывами. Игра принимает форму спонтанных и запланированных ситуаций, дающих возможность использования пространства по другому предназначению. Танцы в подземных переходах под хиты 80-х. Или игра, во время которой ходили в различные общественные учреждения, магазины и просили работников передать письмо со следующими этапами игры другим участникам. Каждая такая акция - перелом в нормальном функционировании пространства и создание шанса на разрушение невидимых культурных барьеров, которые установлены сверху и "без консультации".
Jamming в этом смысле - голос за б?льшую свободу или, если кто хочет, демократизацию, в то время, когда фактическое влияние обывателя на свою среду ограничено и почти невидно. Это необходимая мера в наше время, ответ на попкультуру, можно заниматься им по часам и спать спокойно. Без порошков, с легким сердцем и рекламной улыбкой на лице. www3fala.art.pl

сами о себе
Группа 3Fala - 3F (третья волна) появилась в 1998 году. Наше увлечение граффити началось, однако, гораздо раньше. Во второй половине 80-х в Польше был бум на трафаретное (шаблонное) граффити с тематикой свободы, экологическими и антивоенными надписями. Почти все, что появлялось на стенах, имело политический характер. Мы были маленькими диверсантами и били понемногу коммунистическую систему. Уже тогда часть нашей группы бегала по улицам, отражая свои права на стенах. Шло время, и улицы, районы, вагоны, бетон залила другая волна рисования. Тэги, серебро, дизайн - одним словом, Америка. Разноцветно, но без ангажирования в социальные проблемы.
Мы создаем третью волну польского граффити (отсюда и название), живо реагирующего на общественно - политические события. Стараемся наши идеи донести до людей, чтобы обратить их внимание на важные события и проблемы. В то же время хотим вдохновить потребителей нашего творчества сделать что-то доброе для других. Занимаемся уличным искусством, превосходно развлекаемся и развиваем воображение. Не ограничиваемся при этом только одной техникой: вырезаем и рисуем трафареты, рисуем из баллона, клеим наклейки и сделанные вручную плакаты. Наши надписи маркерами, касающиеся места и времени акций, отличаются от старой традиции тэгов. Когда Буш собирался начать войну с Ираком, как раз, в кинотеатрах показывали фильм "Властелин Кольца. Две Башни". Мы тогда писали: "Две Башни рухнули, но Властелин Кольца по-прежнему у Власти и развязывает войну с жестоким Господином Ираком. Присоединяйся к Дружине, которая спасет Мир от призрака смерти и уничтожения". Кто знает биографию Буша, поймет о ком следующая поговорка: "Подумал, что навернулся, и чертыхнулся. Развязал с Ираком войну, лучше бы остался пьяным во рву". Пишем на потолках: "Призрак войны висит над нами". В Кракове, на экране выброшенного телевизора написали: "Слишком много Америки".
Придумали и развиваем самопальные техники. Выбиваем на камнях символы и мантры. Вклеиваем в стены или на тротуарах керамические маски, зеркальца с выцарапанными посланиями. Зеркало притягивает внимание прохожих, когда оно становится движущимся образом. Кто из нас не любит смотреться в зеркало? Ничего не поделаешь, надо только посмотреть и внимание само обратиться на выцарапанные на внутренней стороне зеркала надписи и символы. Рисуем на стеклянных плитках, которые потом монтируем на улицах. Сначала в тишине дома доделываем стеклянную деталь, получая, благодаря этому, высшее творческое удовлетворение, а наклеенное стекло трудно отклеить, и получаем долговременную работу. Интересуют нас также и дела гораздо воздушнее. Вместо того, чтобы развиваться в направлении агрессивных уличных действий, часто выбираем использование флажков с добрыми надписями, которые при дуновениях ветра наполняют городское пространство позитивной энергией как молитвенные флаги на Тибете. Делаем "kramelki" - на деревянные прищепки с надписями "Мир и Свобода", "Нет войне" и др, прицепляются звоночками, письма, послания, шарики, четки и развешиваются по городу. Каждый может снять такую прищепку с водосточной трубы, дорожного знака и забрать домой. Также рисуем на пустых банках из-под красок, и оставляем их на улицах. Устанавливаем кошколовов- древних птиц, сделанных из прутьев, корней и шнура. Можно долго рассказывать, потому что, мы все время развиваемся творчески, приглашая к сотрудничеству разных людей.
Оставаясь анонимными творцами, участвуем в некоторых проектах, объявленных через официальные СМИ. Делаем так, чтобы увеличить силу нашего воздействия и достичь людей нашими антивоенными или антинаркотическими посланиями. Упоминали о правах человека, нарушаемых в Чечне и Тибете, просили помощи для жертв войны в Косово. Мы демонстрируем наше несогласие с расистскими, ксенофобскими идеями, войной в Ираке и нагнетанием насилия между Израилем и Палестиной. Или на потребительское отношение к жизни. Мы делаем не только художественные акции, но также ищем деньги для гуманитарной помощи. На нашу работу можно наткнуться в разных местах Польши и Европы. У нас есть свой кодекс: не рисуем на свежей штукатурке, памятниках и сакральных объектах. Нас несет ветер, а не наркотики. Ищем места, в которых наши трафареты оживят улицы. Занимаемся своим делом без ортодоксальных принципов и не лижем никому зады.
"3-тья волна" становится понемногу платформой, которая объединяет людей с Бельско-Бялы, Жывца, Варшавы, Междуречья, Быдгошча, Вальбрыха. Каждый может стать творцом третей волны уличного искусства. Каждый, кому близки наши идеи и каждый, кто разделяет наши принципы.

Краткий и дешевый способ разрушения биллбордов.

Краткий курс наклеивания плаката.
Клеение плакатов А-2 на несколько метровой высоте - нелегкое дело и требует тренировки. Для начала можно потренироваться на газетах. Для высотного клеения необходима телескопичная удочка и насадка - малярный валик. В специальных магазинах иногда встречаются готовые 3-х метровые малярные валики. Можно использовать и длинную палку, но она тяжелая и с ней неудобно таскаться. Если нет такого снаряжения, то можно клеить на низкие биллборды используя ведро клея и кисть.

Дешевый клей домашней работы.
Подогрей в кастрюле воды, сколько потребуется. Когда вода начинает закипать, уменьши газ. В отдельной посуде смешай крахмал с холодной водой, а потом вливай его в кастрюлю с горячей водой потихоньку и постоянно помешивая. Это важно! Если вливать сразу, то появятся комки. Как все вольешь, оставь клей остыть. Внимание! Клей густеет, остывая, поэтому его можно разбавить теплой водой. Пригодность клея 24 часа. Килограмма крахмала хватает на 20 литров клея.

http://www.375crew.org/