Поскольку либеральные экономисты и их доверчивые слушатели не желают знать в чём состоит разница между “взаимовыгодным обменом” (далее – обмен) и торговлей, популярно объясняю.
Если вы пришли ко мне обменять шкуру оленя на еду, то мы оба знаем, что охотник целый день выслеживал оленя, а его жена ещё один день выделывала шкуру. То есть мы оба знаем, что шкура оленя стоит две порции еды. Поэтому я дам вам в обмен кусок мяса и булку хлеба, и мы оба будем знать, что это справедливо. Но если я воспользуюсь тем обстоятельством, что ваша семья голодает и предложу только хлеб за шкуру или хлеб и мясо за две шкуры? Думаю, вы будете возмущены! Всегда так было и всегда будет, что одна шкура стоит две порции еды. Так обменивались наши отцы и наши деды! Ваш гнев очевиден. Вы не читали либерала Хаека, и ничего не знаете о всепобеждающем расширенном сознании, которое я, будучи цивилизованным и прогрессивным либералом, применяю непосредственно к вашему голодному желудку. И если в этот момент сила будет на вашей стороне, то вы попытаетесь восстановить справедливость. А если нет? Вы будете вынуждены принять один хлеб за одну шкуру или отдать две шкуры за хлеб и мясо (ведь вам необходимо накормить двоих). То есть, базируясь на своей силе, я фактически обмениваю одну шкуру, а вторую просто забираю, точно так, как если бы совершил на ваше стойбище грабительский набег. Но если для набега мне понадобятся вооружение, организация и время, то торговлей я достиг тех же целей без всяких дополнительных средств и усилий. Вот в чём разница между торговлей и обменом. Вот почему торговля есть война. Вот почему торговля – не взаимовыгодный обмен. Суть торговли как раз и состоит в разновыгодном обмене.
В ходе торговли, и особенно торговли за деньги, продавец и покупатель не знают точной стоимости товара, потому то он и товар собственном смысле слова. Ведь товар есть вещь отвлеченная от производителя, по Марксу даже “отчужденная”, и потому лишенная какой-либо эквивалентной стоимости. У товара есть только потребительская стоимость, то есть стоимость по необходимости, точно такая стоимость какую предлагал вам я, обладая расширенным сознанием. Если ваши дети плачут и требуют купить им сникерс, разве вы не пожертвуете как бы ради них малую толику своего труда? Да что там переплаченный пятак, чай не последний! Было бы только детство счастливым. И так здесь пятак, там пятак, а расширенное сознание побеждает, мирными средствами изымая у вас “за так” то, чего вы никогда бы не отдали врагу в военном противостоянии. Они, эти расширенные в животах сознанием либералы, забирают вашу жизнь, расходуемую большей частью на труд. Они фактически убивают вас, хотя и не сразу, а по кусочкам, но делают это так же верно как если бы воткнули штык прямо в ваше доверчивое сердце.