22 сентября в 11.00 в Киеве, в информагентстве УНИАН прошла пресс-конференция Союза анархистов Украины (САУ) «Двойные стандарты украинской власти в вопросах Холокоста и эскалация национализма в Украине». В преддверии траурных мероприятий, посвященных 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра и Второго Всемирного форума памяти Холокоста, Лидер САУ Вадим Черный и Председатель Политисполкома САУ Вячеслав Азаров рассказали о современных угрозах антисемитизма и ксенофобии в украинском обществе. Указали на скрытую поддержку властью этих явлений, в частности, демонстрируемую противоречивостью позиции Ющенко. Призыв Президента к мировым лидерам почтить память Бабьего Яра, как начала Холокоста, входит в противоречие с его указом о чествовании Петлюры, методические погромы армии которого историки называют «репетицией Холокоста».
Пресс-служба САУ
Текст выступления
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
«Двойные стандарты украинской власти в вопросах Холокоста
и эскалация национализма в Украине»
26-27 сентября в Киеве на высшем государственном уровне будут проходить траурные мероприятия по случаю 65-й годовщины трагедии Бабьего Яра, включающие Второй Всемирный форум памяти Холокоста. На встрече организаторов Форума с президентом Израиля Моше Кацавом отмечалось, что особенно важно его проведение в Украине, где «уровень антисемитизма и отрицания Холокоста в настоящее время очень высок»i. По словам Президента Ющенко, «У нас есть общая возможность еще раз напомнить миру, и особенно молодому поколению, о том, как важно сегодня помнить уроки истории и предотвращать любые проявления нетерпимости в межнациональных отношениях»ii.
Как в действительности происходит это напоминание, и на чем учат молодое поколение в Украине, мы видим из указа Президента Украины №793 от 16.05.2005 г. «Об увековечивании памяти выдающихся деятелей Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики». Особенно в части, касающейся Главного атамана войск УНР Симона Петлюры. Ющенко постановляет такие чествования Петлюры, как присвоение его имени учебным заведениям, воинским частям, переименование в его честь проспектов, установку памятников, в т.ч. в столице до 1.12.2006.iii
Историки именуют систематические погромы, проводившиеся петлюровскими войсками, «репетицией Холокоста». По данным комиссии Международного Красного Креста, с декабря 1918 г. по август 1919 г. петлюровскими погромами было уничтожено до 50 тыс. человек! Во время погрома в г. Проскурове (совр. Хмельницкий) 19 февраля 1919 г. Запорожская казацкая бригада атамана Семосенко за 4 часа вырезала 1650 человек!iv Уголовный суд района Ассиз в Париже 26 октября 1927 г. прямо признал вину Петлюры в геноциде и оправдал его убийцу Шолома Шварцбарда, как воздавшего атаману за массовое уничтожение еврейского населения. Действие французского приговора распространяется на Украину с момента подписания Европейской Конвенции о международном действии уголовных приговоров в июне 2003 г.
Украинское руководство отбеливает образы сомнительных героев, связанных с геноцидом. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк в рамках 52-й сессии Парламентской ассамблеи НАТО провел коллоквиум «Современное восприятие фигуры Симона Петлюры». На нем Тарасюк подчеркивал «необходимость снять негативный ореол вокруг Петлюры и отдать ему дань уважения»v. В соответствии с Уставом Нюрнбергского Трибунала, руководители армий и организаций, участвовавших в геноциде, автоматически виновны, независимо от личного участия. Как виновны Гитлер и Сталин, которые сами никогда не подписывали расстрельные списки. Резолюция ООН №95 закрепила в международном праве ретроактивное применение законодательства о геноциде.vi
Погромы наказывались в РККА: в сентябре 1920 г. за погром была расформирована 6-я дивизия Апанасенко, расстреляно 153 погромщикаvii. Как было в зародыше придушено начало погромов в Повстанческой армии Махно. Но никто из петлюровцев не был судим за погромы.
На встрече президента Всемирного форума памяти Холокоста Вячеслава Кантора с заместителем госсекретаря США Дэниелем Фридом и американскими конгрессменами, было единодушно заявлено, что «любые попытки поставить Холокост под сомнение должны встречать решительное противодействие»viii. Между тем, сайт Радикального Украинского Национализма пропагандирует мнение идеолога украинских нацистов Дмитрия Донцова, который уже в 1927 г. утверждал, что никаких петлюровских погромов не было, а была лишь гражданская война, где массово гибли «и жиды, и москали, и украинцы»ix. В сегодняшней Украине, власти пытаются отрицать «репетицию Холокоста» петлюровскими войсками, приуменьшить современные угрозы ксенофобии и расизма. Такие попытки сурово пресекаются в цивилизованных странах. Например, австрийский суд осудил на 3 года английского историка Д. Ирвинга, в своих трудах отрицавшего Холокост.
Прямая угроза межнациональному согласию в Украине исходит из того, что образ Петлюры ассоциируется с погромными настроениями. Так, резня во Львове 25-27 июля 1945 г., в ходе которой погибло более 2,000 человек, была точно названа «Акцией Петлюра». Полностью созвучна конференция 2006 г., проведенная в Киеве Межрегиональной академией управления персоналом (МАУП) по поводу 80-летия со дня смерти Петлюры. Ректор Георгий Щекин заявил, что «Петлюра действовал во время, когда власть в бывшей Российской империи захватили еврейские большевики, которые за короткое время уничтожили десятки миллионов невинных людей»x.
Если именем Петлюры станут называть учебные заведения, - кем вырастит молодое поколение украинцев, о котором в своих комментариях к предстоящему Форуму памяти Холокоста так беспокоится президент Ющенко? Это можно прогнозировать на примере того же МАУП, - крупнейшего в Украине негосударственного вуза, где политиками, военными, менеджерами становятся 57 тыс. студентов из 32 стран мираxi. Госдепартамент США называет МАУП самым активным рассадником антисемитизма в Украинеxii. Украина – едва ли не единственная не-арабская страна, в которой нет школьного курса по Холокосту. Это особо заботит ввиду массового участия украинцев в зондер-командах и персонале лагерей смерти.
Антисемитизм и ксенофобия, переходящие в неонацизм, носят в украинском обществе системный характер. Начиная с первого «национального героя» Богдана Хмельницкого, чьи войска с неимоверной жестокостью уничтожили или отдали в рабство, возможно, до 200,000 евреев. Именем Хмельницкого назван город, улицы, организации и государственный орден. Через 1-ю Конституцию Украины Пылыпа Орлика 1710 г., содержащую оскорбления евреев, но восхваляемую в украинских школах. Через «репетицию Холокоста» системными петлюровскими погромами. Через тысячи «травников» - украинский персонал полицейский батальонов нацистов, и «хиви» - украинский персонал лагерей смерти. До последних расистских выступлений, совпавших с активизацией правой оппозиции в 2000-2001 гг.
Совпадая с началом выступлений против кучмизма в 2000 г., ксенофобия в Украине затем скачкообразно увеличилась в период оранжевой революции. Развитие этих явлений акцентировано против двух основных этнокультурных групп, - евреев и русских (русскоязычных) и характеризуется старой формулой: «утопим москалей в жидовской крови».
С 2000 г. количество антисемитских публикаций в нашей стране увеличилось на 660%xiii. В Украине свободно издается антисемитская пресса и литература. Последние отмеченные проявления 2006г. черновецкая газета «Книжный клуб плюс»xiv и киевская «За вільну Україну»xv, журналы «Персонал» и «Персонал плюс»xvi, “Український лідер»xvii и др. В почтовых отделениях центра Киева антисемитские газеты Федерации патриотических изданий Украины можно покупать прямо в торговых автоматахxviii. До последнего времени на Майдане Незалежности можно было свободно купить книгу Михаила Гаращука «Жидовская оккупация Украины»xix.
В июле 2006 г. Ющенко подписал закон о ратификации протокола по киберпреступности, запрещающего распространение по интернету расистских и ксенофобских материаловxx. Между тем, совершенно безнаказанно висит на сайте «Персонал плюс» статья Юрия Попова «Украиной правят чужаки» рассказывающая, что придуманное жидами ОГПУ замордовало 630 тысяч украинской интеллигенции.xxi На сайте Украинской национал-трудовой партии, - статья Тараса Клена «Работа есть», со словами «деньги и жиды – они принадлежат друг другу», призывающая к расправе над евреями с целью передела собственностиxxii. Этот посыл созвучен одной из целей петлюровских погромов. Как заявил на парижском суде свидетель погромов юрист Генрих Слиозберг, «Погромы давали петлюровскому движению подходящую возможность добывать пищу, одежду и амуницию совершенно даром. Убийство «большевистских евреев» происходило на глазах у Петлюры»xxiii.
На выборах 2006 надписи «Жиды» и «Смерть жидам!» регулярно появлялись поверх агитационных материалов КПУ, блоков «Не ТАК» и БЮТ. По Одессе до сих пор висит предвыборная листовка «Украина... наша?» ВО «Свобода», где контур страны заполнен лицами политиков с ясным намеком на их еврейское происхождение. Мало того, оранжевая власть «проглотила» агитацию антисемитской газеты Украинской консервативной партии «За українську Україну», которая тиражом в 1,5 млн. экз. распространялась по всей странеxxiv. ЦВК не усмотрела в этом нарушения правил агитации и не сняла антисемитов с выборов. Можно ли назвать после этого случайностью осквернение монумента Меноры в Бабьем Яру в июле 2006 г.,xxv накануне траурных мероприятий 65-летия трагедии?
Для перерастания взрывоопасной украинской ксенофобии в погромы нужен лишь яркий повод. Как это происходит, показал русский пример. В Западной Украине государственная независимость рассматривалась в первую очередь, как независимость от этнических русских и присутствия русского языка даже в бытовом общении. Однако почти 10 лет ее население не могло добиться этой независимости. Котел закипел. И поводом к взрыву стала гибель в драке композитора Игоря Белозира во Львове в мае 2000 г.
В ответ, - погром в кафе с русской музыкой, волна русофобских массовых акций, прокатившаяся по региону, установка креста с надписью «На этом месте русскоязычными убийцами был замучен композитор Игорь Билозир»xxvi и постановление Львовского горсовета «О защите звуковой среды», запрещающее русские песниxxvii. Весь Львов пестрел надписями «Убей русского!», «Смерть московским оккупантам!», а листовки призывали «За одного убитого на своей земле украинца должно быть уничтожено тысяча москалей»xxviii. Это при том, что в областях Западной Украины никогда не было засилья пришлого русского населения и этнические украинцы составляют более 90%. Налицо не борьба за этническое выживание, а расизм.
Антикучмовские протесты и последующая оранжевая революция воспринималась украинскими националистами, как антирусское восстание. Как результат, -на пике активности антикучмовской оппозиции 2003-2004 г. произошло семь нападений во Львове на Русский культурный центрxxix, все они так и не были раскрыты. Можно вспомнить и акцентирование общественного мнения после Скныливской трагедии июля 2002 г. на русскоязычности виновных пилотов. И совсем недавнее, популяризированное СМИ в феврале 2006 г. мнение одного из потерпевших этой трагедии Ивана Куца, что катастрофа была спланированным терактом, за который чиновники ВВС получили российские орденаxxx.
Начиная с постановления Львовского горсовета по запрету русских песен, ясно просматривается поддержка ксенофобии со стороны местных властей региона. Апелляционный суд Ивано-Франковской области отменил в декабре 2004 г. постановление прокуратуры о возбуждении уголовного дела по факту призывов народного депутата Тягнибока бороться против жидо-москальской мафииxxxi. Прямо сейчас действует «Программа развития и функционирования украинского языка в Ивано-Франковске на 2004 – 2006 годы», которая требует общения на территории учебных заведений города исключительно на украинском языке. Контролировать язык общения учащихся призван специальный «комитет общественного языкового контроля», состоящий из представителей партий и общественных организаций, снабженных удостоверениями горисполкома. А сознательные граждане приглашались сообщать в «языковых нарушениях» по телефонам горисполкомаxxxii. Это притом, что в городе проживают польская и русская общины.
Прискорбное для анархистов русофобское сборище случилось на фестивале «День Независимости с Махно» 24 августа 2006 г. в Гуляй Поле. Когда по всей стране были официально отменены гуляния в знак траура по жертвам катастрофы российского Ту-154 под Донецком, псевдо-махновцы цинично веселились. На фестивале вовсю распространялась газета «Max News», издевавшаяся над темой российской катастрофы, в которой, кстати, погибли 45 русских детей. Со сцены фестиваля запрещалось выступать по-русски и, напротив, с нее звучали антисемитские и «антикацапские» реплики. А гость фестиваля, запевший русскую песню, был избит активистом УНСОxxxiii. Фестиваль проводился под патронатом Министерства внутренних дел и был переполнен сотрудниками МВД, не остановившими расистов. Милиция воспринимает русофобию, как должное.
В Украине можно безнаказанно оскорблять русскую православную церковь, несмотря на массовые протесты русскоязычных граждан Украины. Так на IV Всемирном форуме украинцев в августе 2006 г. президент мирового конгресса украинцев Аскольд Лозинский назвал церковь Московского Патриархата сталинским инструментом атеизма и механизмом КГБxxxiv. В этом проявляется не столько антироссийская позиция, сколько оскорбление русских украинцев, их религиозных чувств. Финансирование Форума из государственного бюджета подтверждает государственную поддержку русофобии.
Господа националисты слишком часто стали забывать, что Украина в своих сегодняшних границах никогда не была единым моноэтническим образованием, которое могли некогда разбавить иноплеменные пришельцы и эмигранты. Земли Украины всегда были одной из самых многонациональных территорий в Европе, если не в мире. И территориальное единство нашей общей Родины обеспечивается не унитарной властью или силой оружия, а, в первую очередь, межнациональным согласием. Удельный вес, которого в последние годы неуклонно сокращается. Государственное чествование Петлюры, по нашему мнению, станет еще одним шагом к увеличению национальной нетерпимости в украинском обществе и прямой угрозой территориальной целостности Украины.
Из этой явной общественной опасности исходит иск Лидера политической партии «Союз анархистов Украины» Вадима Черного к Президенту Ющенко, который с 4 сентября 2006 г. слушается в Печерском районном суде г. Киева. Иск требует отмены Указа № 793 «Об увековечивании памяти выдающихся деятелей Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики», в части, касающейся Петлюры.
Через несколько дней высшие чиновники Украинского государства будут лить крокодиловы слезы по убиенным немецкими нацистами жертвам Бабьего Яра и замыливать глаза мировым лидерам иллюзией межнационального согласия в Украине. А затем спокойно пойдут контролировать исполнение Указа №793, заставляя граждан Украины, в том числе евреев, чествовать «национального героя Петлюру». Не таким ли «не-антисемитом», как Петлюра, является и Президент Ющенко?
Вадим Черный, Лидер САУ,
Вячеслав Азаров, Председатель Политисполкома САУ
УНИАН, 22.09.2006