Эмо как секрет коммерческого успеха
(небольшое эссе об эмо-фетишизме)
==============================
Спасибо всем эмушникам, которых я знаю.
Ребята, без вас не было бы этой статьи.
------------------------------------------------------
«Как жаль, что нет пива»,- сказал стоящий рядом со мной парень таким томным голосом, будто бы это говорила девушка. Я удивленно посмотрел на него, но затем спокойно вернулся к прерванному его восклицанием ходу своих мыслей.
Молодежь как губка впитывает в себя все, особенно если это модно или актуально. Этот парень был не исключением, он серьезно подсел на один западный догмат под названием «Эмо». Передо мной в тот вечер стоял настоящий эмо-бой, один из многочисленной армии поклонников этой западной субкультуры, пустившей свои эмо-корни в благодатной почве нашей страны.
Субкультура, как мы знаем, это культура в рамках культуры, проще говоря, это специфическая небольшая культура внутри большой мировой культуры с присущей только ей системой материальных и духовных ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы.
Субкультуры на самом деле очень легко создавать. В одной из своих работ, посвященных анализу понятия «субкультура», я достаточно подробно изложил процесс их появления. Наверное, скоро я напишу книгу о том, как создать собственную субкультуру, не выходя при этом из дома. Для этого вам потребуется всего лишь две вещи. Первая это Идея, она же Концепция, а вторая – социальная база. Социальную базу легче выбрать ту, к который вы сам себя относите, так вам просто будет легче разобраться с ценностями, а Идею при желании можно высосать из пальца за несколько минут.
Эмо явление сугубо молодежное. Вот вам и социальная база. Эмо от слова «эмоция», то есть эмоция в жизни, одежде, музыке и так далее. Вот вам и Идея. Просто как раз и два.
Не будем вдаваться в подробности появления Эмо, его развития и будущих перспектив, оставим эту тему для людей более компетентных в этом вопросе. Тем более что статья называется «Эмо как секрет коммерческого успеха», а не «История Эмо движения».
Эмо само по себе не несет ничего плохого, деструктивного, а наоборот старается донести до людей, что помимо материальных ценностей в жизни человека должны быть и духовные. Эмоция – вот движущая сила в жизни человека. Главная эмоция конечно же любовь.
После таких слов я уже жалею, что сбрил свои длинные патлы на голове, а не перекрасил их в какой-нибудь розовый цвет и тем самым не стал настоящим эмо-боем. Шучу. Дело в том, что все благие начинания на Западе, как это не прискорбно звучит, рано или поздно приводят к появлению еще одного инструмента выбивания денег из людей.
Я все объясню.
Помните, когда появился панк, каким популярным он стал. Люди видели в панке протест против рабской жизни, им нравилось это, они оргазмировали на концертах, они думали, что он принесет им свободу от стереотипов и пуританского общества. Но умные дядьки смекнули, что на этом можно срубить неплохое лавэ и, в конце концов, популяризовали панк, превратив его в орудие обогащения. Как видите толстопузые дядьки нашли выгоду даже из протеста против себе подобных.
А теперь подумайте на чем еще можно сыграть у человека, чтобы он оргазмировал на концертах, покупал музыкальные диски и определенную одежду? Правильно, на чувствах. Тем более что начала набирать обороты эмо-культура. Молодым людям с их подростковыми проблемами нужна была светлая и чистая культура, чтобы она принесла им счастье и всеобщую удовлетворенность. Умные дядьки вновь смекнули: «Вы получите свое, но только за деньги». Вот, что из себя представляет сегодня эмо-культура. Обо всем этом будет еще немало сказано впереди.
Самое смешное, что люди, которые были причастны к становлению эмо никогда бы и не подумали, что она превратится в отдельное движение. И тем более, что оно будет приносить большие доходы. Возьмем хотя бы «революционное лето» в хардкоре в 1985 году, которое я считаю повлияло на становление (а может даже и на появление в полной мере) эмо-музыки. Для тех кто не знает в середине 80-х в Вашингтоне появилась целая группа команд (Rites of Spring, Lunc Meat (Soulside), Dag Nasty, Embrace, Rain и многие другие), игравшая мелодичную и лиричную музыку, нехарактерную для хардкор-сцены начала 80-х. Это был уже не хардкор, это было уже эмо с неожиданными срывами спокойных кусков в истерику, глубокими эмоциональными текстами и спокойной музыкой. Люди далеко не последние на хардкор-сцене (например Ян МакКей – основатель Teen Idles, Minor Threat, Embrace и Fugazi), создававшие эту музыку (а вы думали, что эмо это личная заслуга My Chemical Romance), хотели освободить хардкор-сцену от излишней агрессии (в частности от скинхедов и излишне рубивших мош хардкоркидов), вернуть на концерты как можно больше девушек и донести до слушателей позитивное отношение и свои чувства. На деле же появилось новое панк - сообщество внутри старого, ставшее в дальнейшем развитием эмо.
Даже тот момент, что первые в полной мере эмо-альбомы записывались не на мейджер-лейблах, говорит о том, что изначально это была далеко не коммерческая музыка.
Rites of Spring s/t LP (Dischord, 1985), «All Through A Life» 7’’ (Dischord, 1987)
Embrace s/t (Dischord records, 1986)
Soulside «Less Deep Inside Keeps» LP (Sammich/Dischord, 1986)
Но все изменилось, как только эмо получило широкое распространение. Благая идея, если она еще и приносит доход, вдвойне благая. Тут началось культивирование современного образа эмо-боя и эмо-герл. Что волнует подростка? Любовь, отношение к нему сверстников и общества. Одна моя знакомая как-то попросила меня объяснить ей, что такое эмо. Я ответил, что эмо это эмоция. Эмоция во всем, что тебя окружает. На что она спросила, как же отличать эмо от прочего. Я не знал, что сказать, чтобы наиболее точно ей ответить на вопрос. Эмо, блин, и все тут. Поэтому я сказал, что если она придет на какой-нибудь концерт, а там будут парни, плачущие друг у друга на шеях и говорящих о том, какие бывают жестокие девушки, которые разбивают им сердца и не дают, то это будут эмо. Затем я спросил ее, поняли ли она смысл. Она ответила, что в полной мере все стало на свои места. Все, что я выше сказал, возможно, некий стереотип, но он присутствует, а значит, имеет право на достоверность.
Заметьте, эмо вышло из хардкора с его жесткой несгибаемой позицией на любые вопросы. Откуда там взяться плачущим мальчикам? Я лично не представляю Яна МакКея или Дэйва Смоли (основатель Dag Nasty), поющих о неразделенной любви и возможном конечном суициде от этого. Они вообще не похожи на современных эмо! Вы думаете, что люди, пропагандирующие позитивное отношение к жизни, личный выбор, взаимовыручку, честность перед собой и с окружающими, будут петь про неразделенную любовь, от которой хотеться умереть или будут плакать о том, как тяжело жить в этом жестоком мире? Да никогда, они даже сейчас этого не делают, а вот делают это ряд современных эмо групп. Не все конечно, но есть такой грешок. И дело не в том, что люди действительно так думают (опять же не все), а дело в том, что подобные вещи привлекают к себе внимание противоположного пола. Если привлекают, значит, из этого легче получить выгоду. Как видите помимо материальной выгоды толстым дядькам, выгоду получает и подросток, удовлетворяя тем самым потребность внимания в отношении своей персоны. Как говориться и овцы цели и волки сыты.
Психологами и людьми, чья профессия затрагивает сферу человеческих взаимоотношений доказан такой момент: если вы хотите установить эмоциональный контакт с человеком как можно быстрее – вам необходимо быть похожим на него. Имеется в виду в рамках разумного, а не обезьянничества. Такое понятие как унисекс есть один из результатов установления такого контакта. Это небольшой пример, не очень подходящий может быть, но зато хорошо иллюстрирующий.
Как все выше сказанное относиться к эмо? Яркое выражение эмоций это прерогатива лиц женского пола, если хотите установить с ними контакт – станьте похожими на них. И народ потянется! Психология в большинстве случаев, а не ранимость натуры, или жизненные принципы лежат в отношениях эмо. Это звучит несколько грубо. Возможно, истинные эмо посчитают, что своими высказываниями я плюнул в лицо их добрым начинаниям, извратив Идею. Возможно, я не прав, но то, что сейчас твориться вокруг эмо-культуры в России (надеюсь, такого бардака нигде больше нет) искреннем у меня язык не повернется назвать.
Включите ящик, пощелкайте каналы. То, что вы называете альтернативой, андеграундом и контркультурой (а именно к этим трем понятием и относят эмо) присутствует наравне с массовой поп-культурой, делая эмо равнозначным массовому попсу. У меня не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы отразить даже мизерный объем отечественных эмо, полу-эмо и на-четверть-эмо команд, настолько их много, а я не говорю об остальном мире. Иногда кажется, что мир на эмо повернулся. Это сейчас модно! Как-то раз даже мы с ребятами из Презервогаза решили замутить какой-нибудь эмо-панк альбом, чтобы на наши выступления толпой валили девчонки, а парни пели наши песни, сидя в туалете или принимая душ, но мы вовремя одумались. Воистину велика сила масс-медиа, сделавшая из эмо масс-культуру. А как известно, что есть «масс-» скоро должно превратиться в «попс-».
Быть может, я излишне перегибаю палку, но эмо индустрия только набирает обороты и неизвестно, что будет дальше. В России, как известно все намного печальнее, как могло бы быть. Уже сейчас есть тенденция откровенного забивания денег от эмо. Концерты, фесты по несколько раз каждый месяц, записи на дорогостоящих звукозаписывающих студиях, съемки высококачественных клипов, постоянная реклама – это почему-то называют андерграундом (для того чтобы увеличить число продаж дисков). Это на самом деле предтеча появления очередной поп-культуры, причем в довольно извращенной форме.
Ну, во-первых, мне иногда совсем не понятно, почему музыку называют эмо, а чаще поют исключительно только про то, что связано с любовью (основные темы неразделенная любовь, преступная любовь, суицидальная любовь, ненавистная любовь), иногда правда шифруя под что-то другое, например о том как тяжело жить в этом злом мире, где тебя никто не любит. Я не говорю, что это всегда плохо, но порой такая упертость бесит, ведь можно петь чаще и про иные чувства помимо амурных дел. Тем более что чем «извращенней» текст песни о любви, тем больше к нему интерес. Извращенность эта достигается посредством написания текстов в духе «серебряного века русской поэзии» поэта-эмигранта с внесением в него множества иноязычных и совершенно ненужных (я бы сказал пустых, не отражающих суть) слов, это видимо придает диковинку, этакую изюминку тексту.
Во-вторых, это прочие атрибуты эмо-культуры. Мне на самом деле нравятся эти длинные, иногда пестрые патлы у парней и девушек (у меня самого совсем недавно были такие, в смысле, что длинные, а не пестрые), эти облегающие майки, джинсы и кеды, вообще такой милый и добрый этот эмо-стиль. Но мне совсем не нравиться порой слишком гиперболизированное сходство парней с девушками, все-таки что-то еще должно указывать на принадлежность к определенному полу помимо первичных половых признаков.
В-третьих, отношение ко всему остальному. С развитием эмо, кажется, уже стало не обязательно иметь жесткой позиции в отношении острых социальных вопросов, проблем общественности и прочего, главное эмо, остальное вторично, даже видимо здравый смысл. Эмо убер алес. Иногда думаешь, что кроме эмо в жизни у эмо-менов нет ничего более важного. Также не приветствуется прямолинейность, которая сразу расценивается как грубость или невежество (не эмо то есть), выражение мужественности («ах, мужлан», женственности как раз и приветствуется, потому что это более эмо). Зато приветствуется излишняя эмоциональность в отношении ко всему, иногда приводящая к довольно забавным ситуациям (вы читали про пиво в самом начале статьи).
Получается, что эмоции возводят в культ поклонения, а атрибуты эмо становятся модными штучками, наподобие тех, которые рекламирует по ящику от Кельвина Кляйна, превращая и без того гиперболизированную культуру в откровенный эмо-фетиш.
Все эти моменты как раз и портят представление о чистой эмо культуре, возникшей в середине 80-х с ее искренними, не подделанными чувствами, вместо «моды на субкультуру», эмо-обезьянничества и излишнего эмо-фетишизма. И в ваших силах изменить представление в нашем мире боли и зла об эмо не как о «модной» культуре, а как об актуальной, позитивной и спасительной для человеческих отношений субкультуре.
---------
Неван Прол
26 августа 2006 год