Общение с журналистами: простейшие правила и подводные камни (пособие для активистов)
В ситуации, когда большинство людей черпают информацию о происходящем из больших медиа, отказ от попыток хотя бы частичного донесения нашей точки зрения через СМИ - равнозначен сдаче поля боя полицейским и государственническим силам, которые активно эксплуатируют "официальное" медиа-пространство в своих целях.
Телевидение, радио и пресса ежедневно влияют на умы большинства людей - хотим мы того или нет. Подавляющее количество СМИ - без иллюзий - имеют свой корпоративный интерес или находятся "на службе у государства". Для кого-то из нас это, безусловно, - повод принципиально не общаться с журналистами. Но они все равно есть - и работают. Медиа-поле, и "официальное" в том числе - это тоже поле противостояния. Несмотря на развитие альтернативных масс-медиа, подавляющее большинство людей (особенно в нашем регионе), как и ранее, черпают информацию о происходящем не у них на глазах из СМИ. В этой ситуации отказ от попыток хотя бы частичного донесения нашей точки зрения через СМИ - равнозначен сдаче поля боя полицейским и государственническим силам, которые активно эксплуатируют "официальное" медиа-пространство в своих целях.
Хотя бы частично, но точку зрения активистов можно попытаться донести до большого количества людей через мэйнстрим (официальные) СМИ. Этот "способ передачи" полон проблем - существует риск искажения и даже угроза личной безопасности. Тем, кто идет на этот риск, не желая передавать СМИ полное право говорить ЗА себя, перед интервью или общением "вне кадра" неплохо знать некоторые основные вещи. Приведенные ниже рекомендации далеко не исчерпывают того, что стоит знать при работе активиста со СМИ – но могут послужить стартовой площадкой для подобной работы.
Работа со СМИ во время акций
- Идя на акцию, помните: если Вы объявляли о ней заранее - скорее всего, там Вас встретят видеокамеры и фотоаппараты. Если хотите сохранить анонимность, заранее побеспокойтесь о маскировке - платки, грим, другие средства, позволяющие не "светить" лицо.
- Во время акции контролируйте свои высказывания и жесты - все, что Вы делаете, - под прицелом объективов, даже если вы их сейчас и не замечаете. Помните: нецензурные выражения и "яркие" жесты - могут стать именно теми кадрами, которые тележурналист выберет при монтаже, а газетчик - как иллюстрацию к материалу.
- Не проявляйте агрессии по отношению к журналистам, даже если испытываете искреннюю неприязнь к медиа, которые они представляют. Конфликт в любом случае обернется против вас - привлечет внимание милиции, увеличит вероятность быть представленными в негативном свете.
- Не ударяйтесь в другую крайность: не пытайтесь, завидев камеру или диктофон, немедленно напрашиваться на интервью. То, что волнует Вас в данный момент, вовсе не обязательно заинтересует журналиста или съемочную группу. В лучшем случае Вы можете потерять время на объяснение того, что Вас интересует, чтобы получить вежливый (или не очень) отказ. В худшем – приготовившись дать интервью о сопротивлении реформе образования, нарваться на вопрос вроде: "Каков Ваш идеал партнера в браке?" Впрочем, при благоприятных условиях поговорить с журналистами, даже оказавшимися в данном месте в данное время по другому поводу, не мешает - но не навязываясь и удерживая дистанцию.
- Обязательно поинтересуйтесь у журналистов: где и когда данное событие будет освещаться. Запишите время выхода программ, отследите публикации. Важна наша реакция на то, как СМИ осветили событие: свои "отзывы и предложения" лучше излагать скоординировано - направлять в редакции, публиковать в других СМИ. Пока эта практика работает преимущественно в отношении западных медиа. Но попробовать приучить к ней отечественные тоже стоит.
Интервью
1. Интервью прессе
Журналисты печатных СМИ могут предложить Вам 3 вида интервью:
- личная беседа (диктофонная запись) – следует оговорить круг вопросов до включения записывающей аппаратуры. "Минусы" – во время записи журналист, скорее всего, переформулирует оговоренные вопросы, реагировать и отвечать придется сразу. "Плюсы" – можно смотреть в глаза собеседнику.
- телефон – обычно используется журналистом, когда он далеко от места события или очень спешит - наиболее стрёмный вариант: времени на обдумывание ответов, как правило, нет, собеседника не видно. Однако этот вид интервью позволяет оперативно предоставлять информацию. (Если у Вас пытается взять телефонное интервью радиостанция или, тем более, телеканал – обычно это значит, что они недостаточно богаты, чтобы прибыть непосредственно в Ваш регион. Среди подобных немало независимых или малобюджетных СМИ.)
- e-mail - наиболее удобная для Вас форма. Вопросы Вы получите в письменном виде - есть время подумать, сформулировать, изложить именно то, что Вы хотели сказать. Чаще всего, впрочем, ответы просят прислать "как можно скорее", - поэтому слишком много времени на раздумья тратить не стоит.
В любом из вариантов - попросите журналиста прислать Вам готовое к печати интервью (после обработки и редакционных правок). Теоретически Вы имеете право ознакомиться с ним, - но чаще всего, это сделать не удается по чисто техническим причинам.
2. Радио и ТВ
- Интервью перед камерой – вопрос прежде всего Вашей анонимности. Если не хотите светить лицо, в отдельных случаях можно договориться с журналистом о так называемой "силуэтной" съёмке или, как её ещё называют - "против окна". В этом варианте Ваша анонимность обеспечивается ВО ВРЕМЯ записи. Другой способ - "замыливание" лица и изменение голоса - осуществляется только при монтаже уже отснятого материала; рассчитывать на такую защиту можно только в том случае, если вы доверяете журналисту. Если опасения по поводу анонимности серьёзны, телеинтервью - не для Вас.
- Если Вы всё-таки решили говорить на камеру и не прибегаете к маскировке - позаботьтесь о том, как Вы будете выглядеть. Помните: для телезрителя Вы - не Ваня Ветров из города N; Вы - собирательный образ: именно таким зритель запомнит "АНТИГЛОБАЛИСТА". Поэтому определитесь, с какой целью Вы согласились на интервью - хотите ли Вы эпатировать публику или же донести информацию, и постарайтесь выглядеть соответственно.
- Определитесь с фоном - посмотрите, что происходит у Вас за спиной и что попадёт в кадр во время интервью. Возможно, там находятся люди, которые не хотели бы "светиться" перед камерой. Если существуют такие опасения или Вы считаете, что фон неудачно иллюстрирует то, о чем Вы собрались говорить, попросите журналиста поменять точку съёмки.
- Мандраж перед камерой - дело обычное: от дрожи в коленках перед объективом порою не могут избавиться даже сами тележурналисты. И всё же не стоит цепенеть и начинать запинаться. Вы в более выгодном положении - Вам, в отличие от журналиста, не нужно смотреть прямо в камеру, для этого есть живой собеседник - тот же журналист. Беседуйте с человеком, о камере постарайтесь забыть - сейчас важнее, ЧТО и КАК Вы говорите.
- Теле- и радиожурналистам важно не только, ЧТО Вы говорите, но и КАК. Вооруженный микрофоном журналист "охотится" за "синхроном" - Вашим ярким, содержательным высказыванием, которое займет не больше 20 (в крайнем случае - 30) секунд дорогого эфирного времени. Поэтому не лишним будет до начала записи выяснить, о чем Вас собираются спросить. Если позволяет время - тезисно прикинуть в голове ответы. Стараться говорить короткими фразами - по смыслу - без вступлений и выводов в каждой фразе. Можете обдумать ответы перед тем, как начать отвечать, если Вы не в прямом эфире - паузу вырежут. Но помните: перед интервью журналист, скорее всего, сориентировал Вас очень приблизительно - в ходе записи он может переформулировать вопросы; кроме того, он может задавать дополнительные вопросы, в том числе и провокационные.
- Провокация - один из методов "вытащить" из Вас яркий "синхрон", вопреки тому, что на самом деле Вы хотите донести. Вопросы типа: "Собираетесь ли Вы участвовать в массовых беспорядках?" или "Почему, выступая в защиту угнетённых, антиглобалисты бьют витрины?" - ни что иное, как провокация. На подобные вопросы, чаще всего, не существует выигрышных для Вас ответов. Поэтому на них не стоит отвечать прямо - лучше дипломатично свернуть ответ в нужную Вам сторону. Например: "О готовящихся массовых беспорядках мне ничего не известно. К сожалению, в погоне за картинкой, журналисты иногда забывают о настоящих причинах протестов…" или "Часто говорят о насилии со стороны части протестующих - забывая о насилии государства в отношении его оппонентов…"
- Если журналист задает вопрос, касающийся конкретных цифр, данных или по теме, в которой Вы откровенно "плаваете", - не старайтесь родить ответ на месте, выдумать его; Вы рискуете забрести в дебри и будете выглядеть не лучшим образом. Лучшее - красиво съехать, не сказав при этом ни слова неправды: "…последними цифрами не располагаю, а дезинформировать не хочу" или "этот вопрос я не изучал глубоко, я специализируюсь по такой-то тематике…" - такие ответы в эфир не пойдут, и глупо выглядеть тоже не будете.
Информирование СМИ
Если Вы решаете не игнорировать медиа - лучше научиться писать пресс-релизы и создать базу данных контактов СМИ вашей страны, региона и города/района. Грамотный пресс-релиз может очень помочь в Вашем деле. Если речь о публичных (не "закрытых") событиях - очень важна роль местных информагентств: обычно они рассылают по СМИ анонсы событий следующего дня. Также неплохо иметь на акции материалы для раздачи журналистам и определиться, кто именно будет общаться со СМИ на месте.
В то же время, лучшими контактами с журналистами всегда являются долговременные личные связи с теми, кто так или иначе занимается близкой Вам тематикой. Это - единственный способ, позволяющий быстро и адресно проинформировать медиа о планирующихся действиях, проблемах или репрессиях. Это также единственный путь убедиться в том, что Вы можете (или не можете) доверять данному журналисту. Впрочем, подобные контакты нарабатываются с практикой.
——————————————
Общаясь с журналистом, помните - он, скорее всего, Вам НЕ ДРУГ, но и НЕ ВРАГ (хотя есть исключения в обоих случаях). Журналист делает свою работу, Вы - то, что считаете необходимым. Если Вы постараетесь за камерой и диктофоном разглядеть обычного человека, и даже не доказать, а хотя бы попытаться разъяснить ему свои взгляды - Вы и журналист можете в равной степени быть полезны друг другу.
ЛИНК
(Либертарный Информационно-Новостной Коллектив) Сети Против Большой Восьмерки (СПБ8)