Дмитрий Виноградов: "У власти есть летучие отряды – мочить оппозицию"
Сибирь | Политика | 14 июля 2006
На этой неделе произошло одно очень важное политическое событие. Впервые появились доказательства того, что у власти для борьбы с оппозицией есть «летучие отряды» - нелегальные группы «неизвестных», нападающих на оппозиционеров. И она готова использовать их наряду с «официальными» силовиками, действующие часто за гранью закона, но открыто. Я имею ввиду нападения по всей стране на делегатов конференции «Другая Россия» и Социальный форум.
Честно говоря, я никогда всерьез не относился к утверждениям, что за избиениями оппозиции – НБП или либералов – стоит власть. Например, в мае прошлого года, одновременно с созданием движения «НАШИ», начались первые избиения нацболов и АКМовцев. Леваки тут же обвинили в этом «НАШИх», при том, что никаких доказательств не было, кроме будто бы замеченной на ком-то из нападавших футболке движения.
Меня мучила простая мысль – ну зачем только что созданному движению сходу портить себе репутацию? В общем, больше было похоже на какую-то провокацию против «Наших».
С разной периодичностью нападения продолжались – можно вспомнить, например, избиение Марины Литвинович. Зимой в Новосибирске был сильно избит лидер местных лимоновцев Дмитрий Казначеев.
Этой весной, во время российско-германского саммита с участием Владимира Путина и Ангеля Меркель в Томске, нападению подвергся сначала представитель каспаровского Объединенного гражданского фронта Сергей Зайков, готовивший митинг протеста - ему сломали ноги. А затем нацболы, раскидавшие листовки перед Путиным и Меркель – их забрали в милицию, но через пару часов они были отпущены, получив обещание от пришедших в участок господ в штатском, что «до Москвы они не доедут». Еще через полчаса на них (двоих девушек и парня) напали.
И снова не считал я стопроцентной версией, что за этим стоят силовики. Какие-то нападения и вовсе могли быть фантазиями оппозиционеров, какие-то – произойти по бытовым мотивам. Например, упомянутые нацболы вполне могли в чужом городе нарваться на неприятности с местными хулиганами. История была известна только с их слов, и никаких оснований считать, что так все и было, не находилось.
Однако подготовка к саммиту G8 и мероприятиям оппозиции – конференции «Другая Россия» в Москве и Социальному форуму в Питере – может переубедить и закоренелых скептиков вроде меня. Однотипные нападения произошли практически одновременно во многих регионах. Что важно – везде они имели целью помешать оппозиционерам добраться до Питера и Москвы и везде они совпали по времени с открытыми действиями силовиков по задержанию оппозиционеров под разными предлогами. Важно и то, что атаки на делегатов укладывались в два стандартных сценария – либо нападение «неизвестных» с целью лишить билета/документов/физической возможности передвигаться, либо нападение-провокация: нападение, потом приезжают милиционеры и забирают самих пострадавших как зачинщиков драки.
Вот несколько характерных эпизодов:
Томск. 7 июля совершено нападение на представителя ОГФ Ивана Тютрина. Двое «неизвестных» нанесли ему несколько ударов и попытались затащить в автомобиль. Он сумел увернуться и забежать в ночной клуб, откуда вызвал милицию. Сотрудники органов внутренних дел не задержали тех, кто пытался избить молодого человека, а увезли в отделение самого Тютрина. Мировой судья обвинил щуплого мажора Тютрина в учинении драки и назначил наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Находка. Когда правозащитники из движения «За права человека» на машине ехали на вокзал (чтобы отправиться до Читы, где они собирались сесть на самолет до Москвы), перед ними на дорогу бросился «неизвестный» молодой человек. «Мы вышли, чтобы поинтересоваться здоровьем юноши,— рассказала газете «Коммерсантъ» руководитель группы Надежда Корчевная,— когда дверцы машины открылись, он резко вскочил, засунул руку в салон автомобиля и вытащил оттуда сумку, в которой находились билеты, деньги и паспорта на четверых человек. Догнать его мы не смогли».
Барнаул. Вечером 6 июля было совершено нападение «неизвестных» на руководителя алтайского отделения НБП Андрея Горина. «Неизвестные» нанесли ему несколько ударов по голове, отобрали сумку и паспорт. 8 июля господин Горин должен был выехать в Москву на конференцию «Другая Россия», однако вместо этого попал в больницу с сотрясением мозга.
Иркутск. Утром 8 июля совершено нападение на делегата на «Другую Россию», руководителя регионального отделения НБП Данила Бухарова. У него грабители тоже отобрали паспорт.
Волгоград. 9-10 июля пять волгоградских нацболов получили по десять суток административного ареста за участие в драке, начатой тремя неизвестными мужчинами. Милиция задержала всех членов НБП, а спровоцировавших драку молодых людей оперативникам задержать не удалось. Кроме того, лидер волгоградских нацболов Роман Хренов был задержан за хранение 72 г марихуаны, а еще один партийный активист Василий Багазеев – сильно избит неизвестными (это другая драка, не та, в которой участвовали еще пять нацболов).
Инцидент в каком-нибудь одном регионе еще мог бы оказаться случайно совпавшим по времени с началом «Другой России» и Социального форума. Поверить в серию «случайностей» в разных концах страны уже сложнее.
Более того – вслед за нападениями «неизвестных» последовало открытое противодействие со стороны правоохранительных органов под разными предлогами: нарушение паспортного режима, проблемы с военкоматом (летом!), обнаружение у активистов наркотиков и оружия. Например, тех же правозащитников из Находки (им удалось получить в милиции справки об утере документов и сесть в вагон) пытались снять с поезда в Хабаровске, а когда это не удалось, в аэропорту Читы в их багаже нашли тротиловые шашки. В общем, очевидно, что идет централизованная организованная кампания.
Все это можно было бы считать грандиозной провокацией оппозиционеров, намеренно организовавших такие нападения, чтобы омрачить светлый образ России в глазах партнеров по G8, если бы ровно по этому же сценарию не разворачивались события уже на самой конференции «Другая Россия», в присутствии десятков свидетелей – все те же «неизвестные» нападают на Михаила Касьянова, нацболы вступают с ними в драку, приезжает милиция и на глазах собравшихся забирает нацболов. Это протоколирует немецкий журналист журнала «Фокус» Борис Райшустер, которого милиционеры тут же бьют, чуть ли не давят машиной и отбирают сотовый телефон, на который тот снимал арест нацболов.
Из этого следует простой вывод – властям для борьбы с оппозиционерами уже недостаточно полулегальных методов вроде лишения партий и кандидатов регистрации на выборах, запрета одномандатных округов и голосования «против всех». У власти есть «летучие отряды», которые она, совершенно не стесняясь, использует против неугодных.
Самое смешное, что не понятно, чего, собственно, таким образом хотят добиться силовики, кроме запугивания морально неустойчивых радикалов и мобилизации устойчивых. Можно предположить, что гиперцель – не ударить в грязь лицом перед высокими гостями из западных стран. Радикалы, мол, могут добраться до Москвы и Питера и 1) показать Западу, что у нас существует масштабная оппозиция, так сказать, «другая» Россия, и не все довольны Путиным 2) устроить какие-нибудь беспорядки, которые опозорят Путина перед Западом.
Власти не понимают простую вещь. Для Запада наличие оппозиции и возможность для нее спокойно собираться и выражать свое мнение – один из признаков цивилизованности. А беспорядки на улицах давно стали одним из атрибутов более-менее значимого собрания мировых тузов.
Наши власти, похоже, наивно полагают, что Запад никогда не узнает об аресте женщин-правозащитниц где-нибудь в далекой Чите. Они, похоже, так и застряли где-то в 70-ых годах прошлого века, когда не было ни сотовой связи, ни Интернета, ни рассылки пресс-релизов и электронной почты. А ведь мировой и российской прессе гораздо интереснее писать о такой вот подготовке российских властей к саммиту, чем о скучных резолюциях, которые будут там приняты. И дело вовсе не в том, что пресса ангажирована оппозиционными олигархами и мировой закулисой.
И как всегда, доходит до абсурда – милиционеры избивают немецкого журналиста, одного из тех, для кого и и предпринимаются все эти меры информационной безопасности. Какова, по-вашему, вероятность, что Ангела Меркель узнает об этих событиях из немецкой прессы? А одна из организаторов «Другой России» правозащитница Людмила Алексеева в пятницу встречалась с Джорджем Бушем – вряд ли она удержалась от жалоб в адрес его «друга Путина».
Так что узнают. И сделают соответствующие выводы, будьте покойны, прямо противоположные тем, на которые рассчитывает власть. В общем, как сказал Михаил Делягин, исключенный из «Родины» за желание появиться на «Деловой России», «они там в Кремле перегрелись – наверное, кондиционер у кого-то сломался». Получается смешно – из-за одного сломанного кондиционера силовики всей страны вместо борьбы с преступностью и терроризмом ловят радикалов.
А знаете, что самое печальное? Что оппозиция отвечает тем же самым – нацболы (своих боевиков у Касьянова пока нет) выгоняют журналисток «Взгляда» и «Ведомостей» с многострадальной конференции. Газета «Взгляд», конечно, представитель враждебного нацболам и Касьянову лагеря и вряд ли от нее можно ожидать в адрес «Другой России» теплых слов. Но ведь любая цензура как раз и начинается с того, что появляется разделение на «свои» и «чужие» СМИ. А свобода заканчивается там, где кто-то берет на себя полномочия решать, кого и куда пускать, а кому без лишних разговоров дать по шее.