=шоу-тайм=
---------------------------------------------------------------------------------------
На моем компе проигрывается диск кельтской музыки. Почти все мелодии народные, древние, хоть и в обработке современных авторов. У тех, кто сочинил эту изумительную музыку, не было компьютеров, скорей всего они не знали и нотной грамоты. Крестьяне, мелкие ремесленники, странствующие барды- таковы были авторы песен, равно как и исполнители. Те люди прошлого, мягко говоря, не были ангелами. И все же...
Находясь в Индии, в штате Тамилнад, в окрестностях города Пондишери, я однажды ночью услышал прекрасную песню, со стороны тамильской деревни. Я вышел из дома и через некоторое время встретил человека, который шел из этой деревни. Этот человек зарабатывал себе на хлеб исполнением (а может быть и сочинением) таких песен. Просто ходил от одной деревни к другой. Сегодня кое-где такие места еще сохранились.
Парадокс. Компов у людей не было, теперь вот есть. И еще машины. Двигатели внутреннего сгорания. АЭС. Космические корабли. А скажите, вы слышали, какие песни поют современные рабочие? Студенты? Прочие? Если вообще поют? Что произошло с людьми в индустриально-пост-индустриальном (можете прибавить еще десяток этих <пост>, если хотите) обществе?
Люди заплатили сполна за развитие техники. Я не хочу сказать, что технику в принципе не надо развивать, или что надо вернуться в Средние века. Это было бы нелепо, не нужно, скорее всего невозможно. Это было бы лицемерием- без современной техники я никогда не смог бы услышать кельтскую или тамильскую музыку, набрать и отправить в Интернет эту статью, да еще и побывать в Индии. Я бы, скорее всего, и не заработал денег на такую заграничную поездку.
Но я говорю о другом.
В древней Индии сжигали вдов, теперь не сжигают. Но древние общинники помогали друг другу собирать урожай, корчевать лес, выживать в трудные годы. И общины выживали - среди грандиозных социальных и природных катаклизмов, губивших целые государства, цивилизации. Теперь возможности техники несопоставимы с древними, но и помогать в трудную пору никто друг другу не желает.
Современный социальный исследователь, Антонио Негри, отмечает, что для капитализма характерно следующее фундаментальное противоречие. С одной стороны капитализм нацелен на развитие техники и поэтому способствует росту интеллекта и творческих возможностей человека (правда, главным образом, лишь в некоторых узких областях). С другой стороны это развитие нацелено на поддерживание системы в устойчивом состоянии. Сохраняется фундаментальное противоречие капитализма между коллективным характером производства и частным способом присвоения. Продукция производится коллективно, всем обществом, но распоряжаются результатами коллективного труда элиты. Участвуют в общественной жизни все, но лишь элиты принимают ключевые для общества решения правового и политического характера. Элиты заинтересованы в том, чтобы сохранять привилегированное положение, чтобы подданные не сделались слишком умными и не усомнились в незыблемости и естественности существующего порядка вещей. Но и элиты не самостоятельны, а, в свою очередь, подчиняются безличной игре рыночных стихий. Поэтому все современное развитие нацелено на подчинение, господство, культурную гегемонию капитала, стирание личности и дебилизацию населения. Чем больше успехи интеллекта, тем больше масштабы дебилизации. Одно неразрывно связано с другим, больше того, одно порождает другое. Змея кусает себя за хвост. Человеческое развитие направлено на оглупление человечества. Капитализм непрерывно разрушает свой собственный фундамент. <Имя лука (биОс)- жизнь (бИос), а дело - смерть>,- замечал гениальный древний мыслить, создатель диалектики Гераклит.
Становится смешна, очевидно нелепа идея марксистов о социальной революции, как результате экономического и технологического прогресса. Техника совершенствуется, а люди деградируют, по крайней мере в некотором отношении. А кто делает революцию- разве не люди? Разве не ЭТИ ВОТ люди?
Кстати, очень рекомендую смотреть время от времени реалити-шоу. Кажется, что они, представляют собой своего рода постановки, но на самом деле это не совсем верно. В жизни тоже есть своя <закулиса>: манипуляторы, режиссеры-постановщики и продюсеры. Просто в реалити-шоу все черты нашего мира в проступают в концентрированном виде- как в греческой трагедии. Как подметил однажды американский анархист Боб Блэк, телешоу отражают поведение и самоощущение значительной части молодежи, общества. А с другой стороны формируют современную идентичность - картину мира, с которой живут и с которой отождествляют себя современные люди... Между тем, молодые люди за стеклом производят впечатление таких уебков, по сравнению с которыми любой неграмотный индийский или русский крестьянин-общинник начала 20го века выглядит почти ангелом. Человек несведущий пожалуй удивится- где же таких уродов делают? А удивляться не надо.
Я работал в издательстве, которое миллионными тиражами издавало журналы про одно молодежное реалити-шоу... про всякие местные скандалы-разборки. И еще про то, как кто-то из молодых людей- участников шоу- совокуплялся с человеком, похожим на Киркорова (книги более гуманные тоже делались, но тиражи у них минимум в 20 раз меньше). На мой вопрос, кто вообще в состоянии читать подобную белиберду, гендиректор, усмехнувшись, ответил, что она, вышеуказанная белиберда, пользуется колоссальным спросом у детишек и подростков в возрасте до 14 лет...
Добавьте разрушительное воздействие рыночной атомизации, конкуренции. Добавьте такие неотъемлемые принципы современного бытия и незыблемые моральные нормы, как-то: "каждый сам за себя", "сильный всегда прав" и, конечно, "умри ты - сегодня, а я завтра". И Вы получите на выходе результат: жлобов и жлобих, неспособных в принципе ни о чем договориться между собой, готовых при первой же возможности порвать друг друга на конфетные обертки. Получите <Фабрику звезд> или <Оффис>- для тех, кто немного побогаче. Для тех, кто беднее... Что ж, для них- вот это (цитата приводится из статьи о ситуации в Донецкой области украинского публициста Александра Смекалина "Товар"):
"- Мы, порядочные, нам хватает всего необходимого, заработанные деньги распределяем по потребностям, не имеем задолженности за предоставляемые, коммунальные услуги: электроэнергию, квартплату и т.д., не отказываем себе в продуктах питания, прилично одеваемся. В нашей семье не возникает вопроса о свободном выборе качественных товаров: захотели - купили. А вот Юля, работает вместе с нами, имеет достаточно средств, но расходует их не рационально, за квартиру не платит, не следит за модой, ведет разгульный образ жизни, за неуплату ей отключили электроэнергию. Устраивает в квартире постоянные пьянки и дебоши, мешает соседям...
С целью внесения классового сознания я вступил в разговор.
- Извините, но наши города сегодня разрушены, предприятия стоят, зарплаты нет. Города Торез, Снежное, Шахтёрск вымирают. "Химмаш", "СМЗ", шахты "Зоря", "Ударник", "Восход", пожалуй, единственные предприятия, которые обеспечивают работой, но при этом далеко не реальной зарплатой. Где, по-вашему, сегодня достаточная з/п.? Выживание в этих условиях стало невозможно для сотен тысяч наших граждан! Если не секрет, где вы работаете?
-Да, наши города уничтожены капитализмом, жирные дяди, в угоду Америке, истребляют угольные объединения, шахтерские города и посёлки, поощряют металлоприёмные пункты и самодельные шахты - "копанки". Поэтому мы работаем в Иловайске, на узловой ж/д станции, каждое утро едем всей семьёй на работу. Мы зарабатываем проституцией".
- Как? А Ваш сын, он ведь совсем ребёнок.
- На мальчиков хороший спрос - хорошо платят".
Я не был готов к продолжению разговора, в жилах застыла кровь."
Чем дальше, тем больше люди по мере развития капитализма готовы поубивать друг друга из-за малейшей мелочи. Машина промывания мозгов и рынок вымывают их них остатки человеческого. Когда этот процесс придет к своему неизбежному финалу, наступит хаос.