Люди издревле привыкли подчиняться вышестоящим. Будь то вождь или шаман племени, будь то царь (король, император), будь то президент. И часто эти люди выполняли самые ужасные приказы: расстреливали толпы людей, вырезали мирные
деревни, казнили преступников (а точнее тех, кого назвали преступниками), бомбили мирные города, выжигали напалмом селения. И эти жертвы ни в чём не провинились перед палачами, даже часто они абсолютно не были знакомы. Сущность такого подчинения, когда одни люди готовы приносить страдания другим, исследовал американский психолог Стэнли Милгрэм (Stanley Milgram). Он провел за свою жизнь немало экспериментов, самый известный из которых будет описан здесь.
Милгрэм подал объявления в газету примерно такого содержания «требуются добровольцы. Оплата 6$/час». Добровольцев назначали «учителями», они должны были протестировать «ученика» на знание выученных слов (их сначала с помощью «учителя-добровольца» и заучивал «ученик»). Перед «учеником» ставилась задача заучить список иностранных слов. «Ученик» садился за своеобразный электрический стул. Если он ошибался, то «учитель» должен был наказать его, приведя в исполнения один из 30 рубильников, первый бил на 15 вольт, последующие увеличивали напряжение с шагом в 15 вольт до 450. Также в эксперименте присутствовал «руководитель» - сам Стэнли Милгрэм. «Руководителя» отличал белый халат и то, что он представился добровольцу руководителем.
Официально считалось, что это - научный эксперимент, в ходе которого изучаются способы запоминания. Был договор, что "учитель" мог отказаться от своей роли на любом этапе эксперимента (с потерей «зарплаты»).
Реальность же эксперимента была совершенная иная. Милгрэм пытался понять, какое количество обыкновенных, психически здоровых людей, в которых были как и мужчины, так и женщины, дойдут до 450 вольт, то есть причинят реальный вред другому, незнакомому им человеку – «ученику», по указке «руководителя».
«Учеником» был нанятый актер. Он искусно имитировал боль и страдания от ударов током. По «сценарию» он должен был довольно таки быстро перестать отвечать на вопросы, он должен был имитировать потерю сознания, конвульсии и прочее.
Перед экспериментом Милгрэм пообщался со знакомыми психиатрами, психоаналитиками и поинтересовался у них какой процент из 100 участвующих, опустят все 30 рубильников. Ответ был единодушный: 1 процент, и то это будет маньяк-садист.
В эксперименте участвовали, как и мужчины, так и женщины – все абсолютно нормальные, психически здоровые люди. «Руководитель» заранее предупредил, что ответственность он берет на себя.
Результат эксперимента был шокирующим. 63 человека из 100 дошли до 450 вольт, фактически пытая «ученика». Сам Стэнли Милгрэм так прокомментировал результат: «Нормальные, обычные люди готовы пойти на что угодно по команде власти».
Интересно было то, что «учитель» сам страдал фактически не меньше «ученика». Они умоляли остановить эксперимент, кусали губы, дрожали от волнения. Один из них стучал себе по голове кулаком и повторял «О Боже, пусть это, наконец, прекратится!». И всё равно продолжали переключать рубильники. Так же был вариант, когда присутствовали два «Руководителя». Они спорили: один требовал
остановить эксперимент, второй – продолжить. В такой ситуации испытуемый требовал согласованного приказа, пытался узнать кто из них главнее, и лишь после останавливал «пытку».
Как только власть начинает проявлять нерешительность, люди тут же пытается выйти из-под ее контроля.
Милгрэм заметил: «Если бы в США была создана система концлагерей по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей легко можно было бы набрать в любом американском городке».
На эти эксперименты последовала жесткая критика среди журналистов, общества и других специалистов. Писали, что эти эксперименты не имеют никакого отношения к реальной жизни, что они «лабораторные». Общество почувствовало себя оскорбленным результатами таких экспериментов. Общество увидело свою трусость, бесхарактерность, равнодушие. На Милгрэма посыпались обвинения в аморальности, так как простые люди оказались поставлены в трудное положение. В лаборатории руководитель эксперимента выделялся только белым халатом, он не имел никакой власти перед испытуемыми. В реальной же жизни всё по-другому. Власть существует и в случаи неподчинения жестоко накажет провинившихся. Пешки убивают и калечат друг-друга по приказам короля.
Многие наверняка скажут, что ни при каких условиях не стали бы переключать рубильники. Но так ли это? Единственный способ проверить – это попасть в похожую ситуацию. 63 % попав в такую ситуацию, не смогли противостоять власти. Поэтому фразы, типа: «Я бы не стал!», «Я бы прямо сказал руководителю…» и прочие не имеют под собой оснований. Если подумать, в эксперименте присутствует очень распространенная дилемма: власти подчиняться нехорошо, а не подчиняться – тоже плохо. Сколько ещё людей погибнет от рук своих «братьев», сколько еще людей будут убивать и пытать невиновных перед ними людей. Мы передали государству право решать кто прав, кто виноват, и сами страдаем от этого. Мы передали государству право выбирать: кто будет жить, а кого следует убить. Но государство собственноручно не убивает. Оно передало эту «честь» на нас.
Итак, уничтожая целые народы, выжигая города и доставляя боль и страдания тысячам людей, мы также будем верить в свою невиновность и в необходимость наших зверств. Мы отдаем другим ответственность за свои поступки. Тогда нам становится легче. Мы отдаем свою судьбу другим, веря в надежную работу и социальные пособия, в пенсии и оплачиваемые отпуска. У людей современности не осталось мужество управлять своей жизнью и отвечать за свои поступки. Многие видят в подчинении и служение интересам государства свой долг. Высший долг. Такой долг в подчинении авторитетному «руководителю» возможно и видели «учителя». Всякий раз при «удара» тока «ученик» вскрикивал, дергался, жаловался, "терял сознание", но эксперимент продолжался. Люди выполняли свой "долг".
Палачи выполняли свой долг. Солдаты выполняли свой долг. Мы все выполняем свой долг.
Только кому мы должны?