Давно (неделю примерно назад) начал писать такую вот фиговину, надеюсь кому - то придется по душе. Предлагаю обсудить справидливость всего ниже приведенного.
Анархия и образование
Сообщений 1 страница 19 из 19
Поделиться22005-11-29 18:40:48
Анархия и образование.
1. Современное состояние образовательной системы с точки зрения Анархиста если я - Анархист)
Необходимо, конечно, в первую очередь отметить очевидные достижения различных систем образования достигнутых на сегодняшний день. К ним, я считаю, можно отнести гомоцентрическую тенденцию развития образования, в центре которой закрепляется Человек с его самостью - самосознанием, саморазвитием, самосовершенствованием, самореализацией, самоутверждением, САМОУПРАВЛЕНИЕМ, самооценкой и прочее. Именно такая система является опорой гуманистической педагогики и психологии Запада, а сейчас приобретает все большее значение и у нас - в России. В то же время не теряет своих позиций и социоцентрический подход в воспитании и образовании, который централизован вокруг идеи общественного прогресса, социальной справедливости, социальной адоптации. Именно объединяя данные два подхода в обучении можно достичь того, что я бы назвал "Анархическое образование (обучение, воспитание)".
К другим бесспорно положительным сторонам современного Российского образования, можно отнести высокий моральный уровень большинства педагогов, их любовь к своей работе, детям и изначально высокую оценку гуманистических подходов к воспитуемому. И это то же необходимо считать одной из основных характеристик Анархической системы образования. Ведь Человек тем и отличен от царства животных, что он гуманен, обладает разумом, который, хоть и приобретен в ходе естественного отбора, но должен служить созидательным началам в жизнедеятельности общества. Созидание должно носить характер НЕпринужденный, не навязанный, а воспитанный и впитанный Человеком еще в детстве, с той поразительной жадностью к знаниям, какая характерна детям.
К отрицательным сторонам современной школы я, в первую очередь, отнес бы её подчиненность, и навязанность. Обязательное образование, бесспорно, хорошо, когда стране необходимы квалифицированные работники, но этот аспект неприемлем в Анархическом обществе, так как нарушает нативную свободу Человека. Ниже мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
В целом система образования при переходе к Анархизму, по-моему, претерпит не очень большие изменения, и при этом совсем не пострадает во всех отношениях, но даже приобретет много новых плюсов, вследствие своей способности к изменчивости и адаптивности. Школа останется школой, лишь приобретет тот недостающий ей сейчас авторитет и уровень жизнеспособности.
2. Предполагаемые пути совершенствования (самосовершенствования) школы в связи с переходом к Анархизму.
Прежде чем ответить на вопрос, какой конкретно будет школа в Анархии, необходимо четко определить какой будет сама Анархия - РЕВОЛЮЦИОННОЙ, порывистой, разрушающей все и вся на своем пути, или же научной, продуманной, ЭВОЛЮЦИОННОЙ и растущей на почве достижений прошлого.
Так как придерживаюсь одного из приведенных путей (все остальные так или иначе сводятся и исходят из этих двух), то считаю, что я не в праве выбрать для обсуждения какую - то одну и должен представить две модели развития школы.
Первая (все-таки я удовлетворю свои интересы) - эволюционная.
На мой взгляд, некая иерархия школы - один из тех "естественных" законов, которые невозможно отметать, как "средство угнетения". Естественно, что ребенок не может войти в этот мир, не опираясь на руку старшего, подобно естественному подчинению младших членов семьи старшим, авторитет учителя довлеет над учеником, и это естественно.
Директор, завучи и "рядовые" учителя, что должно стоять в основе их взаимоотношений? Так как я придерживаюсь "Анархо - капиталистической" точки зрения, то есть считаю, что деньги - неотъемлемая часть Человеческой жизни наряду с товарообменом, то, по-моему, отношения директор - подчиненный строятся на основании некой договоренности о распределении доходов . В общем, концепция эволюционного изменения школы сводится к тому, что система соподчинения не меняется резко, а постепенно "реформируется", изменяется самим обществом, или коллективами отдельных учреждений образования. Таким образом, работникам отдельных учреждений будет предоставлена свобода в решении будущего своей школы в независимости от чьего - то повеления и желания извне, сохраняться основные принципы Анархизма. В конце концов, если это будет необходимо, система подчинения отомрет сама собой, не без вмешательства, конечно, самих педагогов, но почти самотечно.
Теперь рассмотрим другой путь. Подобно радикальному отказу от власти как таковой, образ школы терпит крушение, и на пепелище старобытных принципов коллектив педагогов строит новые взаимоотношения как между собой, так и с учащимися.
Таким образом может быть достигнута система "колхоза", резко и быстро. Коллектив учителей берет в свои руки бразды правления системой образования в отдельной школе, может быть, добивается не плохих результатов. Но если взять в расчет всю школу (в целом), то картина разрозненных идеалов и принципов будет тем самым "хаосом" и "анархией", какой боятся не только почтенные граждане, но и все разумные активисты Анархических движений.
3. Подведем итоги…
Итак, исходя из всего вышесказанного, считаю, что образование - сфера Человеческой жизнедеятельности, по праву заслуживающая не последней роли в становлении Анархии не только в отдельном регионе, но и по всей планете (круто сказано, да?). Именно становления, а не установления, так как установить - то можно что угодно за ночь, а вот научить Человека жить при новых обстоятельствах, пусть даже это в его природе, будет сложно. Именно этим и займется воспитатель и педагог свободного Анархического общества.
3. Дополнения.
а) К вопросу о хаосе.
Следует отметить, что хаос которого так боятся люди грозит начаться не сегодня - завтра. Стоит только оценить количество разрозненных группировок, террористических организаций и политических партий; обстановку с оплатой труда в нашей стране, да и во многих других тоже, на ум приходят самые ужастные мысли о конце света и гражданской войне.
б) Экономический вопрос.
Скорее всего школа, больница и некоторые другие социальные сферы жизни общества при Анархии будут существовать на материальную поддержку общества, взносы, пожертвования и прочее. Принцип "знания - товар" считаю не совсем правильным, или недопонятым мной лично.
в) Нужны ли деньги?
ДА! Общество без денег - общество подобное муровейнику, где каждый работает и живет на благо общества, совершенно не думая о собственном благе. А цели общества зачастую расходятся с целями Человека.(простой пример - милитаризация, отобравшая у многих моих друзей будущее и давшая взамен казарму и дедовщину). Вслед за деньгами уйдет цель жизни отдельного человека, частная жизнь, секс, еда ради удовольствия, ЛИЧНОСТЬ.
:shok: :ums:
Поделиться32005-11-30 16:33:39
Значит неотъемлемым компонентом цели жизни и человеческой личности являются секс и еда ради удовольствия?
1. Не надо путать биологическое (где биологические потребности) и духовное (где Личность и цель жизни). Это суть вещи противоположные.
2. А по-твоему, секса без денег не бывает? И еды ради удовольствия тоже?
Насчёт блага - почему ты считаешь, что для человека благом является превращение еды в дерьмо в ущерб обществу?
З.Ы.Я не призываю никого к изречению монашеского обета, просто всё то, о чём ты говоришь, не может быть целью для человека разумного, и к личности не имеет никакого отношения.
Отредактировано Адлеровец (2005-11-30 16:39:17)
Поделиться42005-12-01 05:10:01
На самом деле, "материальное" и "духовное", которое с подачи святош все так активно противопоставляют, на самом деле - одно целое. Причём между этими понятиями даже нет чёткой границы. Вот удовольствие кулинара от приготовления изысканных блюд - это материальное? Или уже духовное? А музыка?
Про деньги - вопрос не в деньгах, а в том, кто и как распределяет материальные ценности (без которых и духовные невозможны). При товарно-денежных отношениях распределяет так или иначе рынок. И, по-моему, в случаях, где в дело не вмешивается государство, распределяет вполне себе справедливо. А если деньги отменить и всё обобществить? Непонятно.
Насчёт блага - благом для каждого отдельного человека является то, что доставляет ему положительные эмоции. Для каждого. без каких бы то ни было исключений. А философскую базу можно какую угодно под это подвести.
Поделиться52005-12-01 13:50:42
Адлеровец, родный, не надо так узко смотреть на тексты, какие бы они не были, меня вот в школе учили, что есть различные литературные приемы и прочее. Вмоей этой фигне не имеется в виду конкретно секс или жратва, хотя и они то же. Главное - если не будет денег, это будет означать что все либо не работают либо работают ради кого - то, что и есть на мой взгляд - тирания. Мои например цели и желания не совпадают с целями и желаниями того или иного государства. Я не хочу жить, а тем более работать на чье - то там благо, тем более, что я даже не знаю зачем!
Поделиться62005-12-01 20:46:49
Goren
Ничего это не одно целое. Эт абсолютно разные формы существования. Вот, скажем, из одной булки хлеба ты не можешь сделать две идентичных исходной, а вот из одного файла ты можешь сделать бесконечное число новых точно таких же. Или, вот, скажем, в своём воображении, ты, затратив несколько молекул глюкозы, можешь построить огромный замок, в то время, как для его строительства в реале тебе потребуется гигантское количество энергии. Насчёт удовольствий - ну, лично я отношу к удовольствиям духовным всё то, что не связано с животными инстинктами (где дикое), хотя, канеш, это субъективно.
Насчёт справедливого распределения - эт когда золотой миллиард жирует за счёт того, что почти половина населения Земли живёт за чертой бедности, при том, что введение однопроцентного налога на финансовые спекуляции способно с бедностью в мировом масштабе покончить? Ты, видимо, не разбираешься в экономике, не знаешь, каким законам подчиняется капитал, что такое его концентрация, экспорт капитала, ссудный процент и т.д. и т.п. Капиталистический рынок, по сути своей, антигуманен: он, во-первых, ориентирован не на справедливое распределение ресурсов, а на получение прибыли, во-вторых, приводит к "звериной" конкуренции, в которой выживает "злейший", а, в-третьих, основан на безвозмездном отчуждении (фактически, воровстве) части чужого труда, которым распоряжается по своему усмотрению собственник лучшей половины твоего времени (если, канеш, исключить из свободного времени сон).
Ну вот, в качестве примера антигуманности нынешнего рынка, рассмотрим, скажем, такое понятие, как "капиталистическая конкуренция". Приведу обычный такой приём под названием "расчистка рынка", описанный, по-моему, даже в школьном учебнике по экономике. В этом случае монополия (или просто группа крупных производителей, заключающих "кортельный" договор) снижает цену на товар, делая её ниже себестоимости. У крупных предприятий запас ресурсов большой - они могут себе позволить такую роскошь. В крайнем случае, кредит возьмут на выгодных условиях или акционеров попросят поделиться. А мелкие конкурирующие предприятия-аутсайдеры разоряются со всеми вытекающими отсюда последствиями. После чего монополисты поднимают цены до заоблачных высот, ибо конкурентов у них уже нету. А если монополия не будет так поступать, то шансы её победы в конкурентной борьбе значительно снизятся, короче будет честной - не выживет. И это - один из самых безобидных примеров власти капитала над обществом, а также неравенства возможностей при капитализме.
Насчёт эмоций как высшей ценности - эт твоё субъективное мнение. Насчёт философской базы - ага, вот только более объективной она будет у того, кто больше руководствуется разумом, нежели эмоциями
Кошмар
Ну если ты в качестве примера привёл именно это, значит оно у тебя именно с этим ассоциируется в первую очередь. Тут речь о том, что жратва и секс, как и прочие удовольствия, во-первых, не исчезнут при коммунизме, во-вторых, имеют весьма опосредованное отношение к ЛИЧНОСТИ (которая духовна). Насчёт работы на чьё-то благо... вообще, созидание - это что-то со знаком плюс. Потребление - это что-то со знаком минус. А положительные числа всегда больше отрицательных, тем более, что развитие и созидание связаны напрямую: развитие - это создание нового, превосходящего старое (превосходящее - это обладающее чем-то большим, лучшим - напр., лучшими характеристиками, большим КПД, короче, со знаком плюс).
Что касается чужого блага - а почему ты ценишь благо своё выше, чем чужое? Это субъективный подход, ведущий к "замыканию" человеческой личности на этом самом "собственном благе" и подразумевающий конкуренцию с "чужими" за это самое благо (ведь если чего-то всем хватать не будет, ты, как ценящий своё благо выше чужого, будешь руководствоваться не справедливостью, а стремлением урвать побольше в ущерб справедливости). Такая позиция противоречит законам разума (где объективность ака справедливость).Вот лично я ценю свою шкуру не больше, чем чужую, из уважения к этой самой объективности. А что касается конкуренции за "цель жизни" и прочие высокодуховные понятия (конкуренция - это где цели одного расходятся с целями другого и мешают им) - духовное (информационное), оно бесконечно, см. пример с файлом, и, поэтому, за него конкурировать не надо, и никто и ничто не может тебе помешать заниматься самосовершенствованием и прочим позитивом, быть ЛИЧНОСТЬЮ. Если, канеш, исчезнет власть. Если же цель твоей жизни не является высокодуховной (сводится к превращению еды в дерьмо, завоеванию господства и прочее, сводящееся к конкуренции) - значит, ты не совсем ЛИЧНОСТЬ.
Отредактировано Адлеровец (2005-12-01 21:13:06)
Поделиться72005-12-02 12:13:03
Перестаньте играть словами, только смысл, конкретику, не надо вот так вот изгибаться, пжлста.
По-теме даже не говорите, тема то об образовании при анархии, а все перетекает опять в спор кап.\комм. и духовное\материальное.
Поделиться82005-12-03 01:24:13
2 Адлеровец: Давай по порядку, по пунктам, как вы, социалисты, любите.
Про материальное и духовное - собственно говоря, непонятно о чём тут спорить. Файл нематериален? А то, на чем он записан? Как же можно что-то нематериальное записать на что-то материальное? Приходится признать, что информация - это лишь свойство материи. А с животными инстинктами связано совершенно всё, что мы делаем, просто они у нас очень извращённые... Рекомендую Фрейда почитать и его последователей.
Про рынок и справедливое распределение - ты невнимательно читаешь. Я говорю - если бы государство не вмешивалось. С этой поправкой вся твоя социалистически-аттаковская риторика гроша ломаного не стоит. Кто защитит вертикально-иерархическую структуру корпораций без аппарата государственного насилия? Кто отнимет у рабочих результаты их труда? Если люди распределяют результаты своего труда на основании добровольного свободного договора, то такое распределение и есть справедливое.
Про эмоции - это неоспоримо в принципе. А обосновывать, конечно, можно как угодно...
Поделиться92005-12-03 01:27:48
А теперь, по просьбе тов. Халеева, возвращаемся к теме.
Вот по одной из рассылок недавно прошел вот такой, вполне себе сабжевый, текст:
> На самом деле школа это место, куда сдают детей, чтобы они не мешали
> родителям и чтобы дети были заняты.
> В армии без всяких шуток руководствуются правилом: солдат должен быть занят
> работой, чтобы у него дурных мыслей не заводилось.
> С армией все понятно. Добровольно туда идут немногие, да и те, потом
> понимают, что зря
> пошли и потому, никакой ценности собственно в службе там никто не видит, и я
> их прекрасно понимаю. А кто видит ценность В ПРИНУДИЛОВКЕ?
> Есть такие, которые хотят, чтобы их принуждали к чему-то?
> Если есть, – то это убежденные добровольные рабы. Которым нужен
> внешний стимул. Стимул, это заостренная палочка, которой рабов в
> Древнем Риме в спину подталкивали, чтобы они шевелились побыстрее.
> Так вот, дети должны быть заняты!
> Слово занятость вообще ужасно. Я часто бывал в нашем местном
> городском комитете по молодежи в свое время и часто там слышал о
> необходимости ЗАНЯТОСТИ молодежи.
> Почему?
> Ну вы уже понимаете, чтобы дурные мысли не заводились.
> Причем, дело совсем не в том, чтобы они делали Дело, полезное Дело. Нет, их
> нужно просто занять и все.
> Задача заключается в том, чтобы ТРАНЖИРИТЬ самое дорогое – время человеческой
> жизни. Некоторые читатели уже, уверен, кивают головой, а что делать, вот так мы
> и живем. ГЛУПО живете!
> Может начать жить умнее, вместо того, чтобы беспокоиться о всеобщей занятости?
> Почему же все-таки детей занимают чем-то до достижения зрелости? Ответ прост!
> Детям работать запрещено! И значит, нужно просто как-то занять их время до
> того момента, как им можно будет работать и тогда со спокойной душой отправить
> на работу.
> Чем занять? Да это и не важно. Важно:
> А) Чтобы их взяли на работу, по достижении соответствующего возраста.
> Б) Научить дисциплине и послушанию, чтобы они слушались начальников, когда
> пойдут на работу.
> Говорят, что еще дети должны научиться общению. Мол, на работе это им
> потребуется. Не думаю. На работе им нужно выполнять заданную им работу, а не
> лясы точить.
> Вы думаете, я преувеличиваю? А когда родители говорят, что пусть ребенок
> побольше читает, это полезно, что имеется в виду?
> Причем, обратите внимание, ЧТО читает, вообще мало кого интересует. Ну лишь
> бы не литературу для взрослых.
> Надо читать побольше – это полезно. На самом деле для здоровья это вредно,
> очкариков вон сколько, да и вообще, двигаться бы надо побольше, сейчас
> гиподинамией страдают почти все.
> Но тем, не менее, мамы как одна, кричат в окно детям, Д-О-М-О-Й! И когда
> ребенок приходит, мама говорит, лучше бы почитал что, чем по улице бегать.
> Чтение просто так, без смысла, без цели – это просто ЗАНЯТОСТЬ. Ребенок
> занят, как солдат в армии, а значит, дурные мысли ему в голову не придут.
> Ну как же, скажут мне, безделье оно же вредно.
> Ну так дайте ребенку ДЕЛО, а не ЗАНИМАЙТЕ его чем-нибудь. Почему у вас нет
> для ребенка Дела?
> > Причем, еще детей ОБМАНЫВАЮТ! Это же заговор взрослых против детей.
> Никого из детей не предупреждают, что их ждет. Их ждет
> ВЫНУЖДЕННАЯ РАБОТА. Хочешь, не хочешь, а работать придется.
> Но вместо того, чтобы дать детям подумать о том, как бы избежать этой тяжелой
> участи, может и придумали бы что, вместо этого их ЗАНИМАЮТ. Стараются ЗАНЯТЬ все
> время детей, чтобы им и думать было некогда.
> Итак, еще раз обозначим эту дилему, которая якобы стоит перед детьми.
> Или БЕЗДЕЛЬЕ
> Или ЗАНЯТОСТЬ.
> И третьего не дано?
> Слышу, слышу голос возмущенного родителя. Учеба – это ДЕЛО!
> Учеба, позвольте спросить, - ЧЕМУ?
> Вы на курсы кройки и шитья ходили? Или слышали о таких? Там учат кройке и
> шитью. Поучился, и можешь сшить себе что-нибудь.
> Есть курсы телерадиомастеров. Там учат ремонтировать аппаратуру. Если можешь
> отремонтировать, ну хотя бы простейшие неисправности, значит научили.
> Есть еще, например, водительские курсы. Там учат вождению автомобиля. Тоже
> понятно.
> Куда ни глянь, везде на курсах учат конкретным умениям. Так значит, школа
> это место где учат работать? НА КОГО работать я спрашивать не буду, это не
> гуманно. Я спрошу вот о чем, знают ли об этом дети?
> Им в школе говорят, чему их учат?
> > Поменять столько лет жизни в обмен на бумажку???
> Только не говорите мне про знания, которые якобы в школе получают. Если бы их
> там ПОЛУЧАЛИ, то родители бы могли бы своих детей научить всему тому, что сами в
> школе изучали. А вы таких родителей знаете? Я нет.
> Из школьной программы ничего не помнят, а на работу ходят, и никто их не
> выгоняет, почему-то. Может знания школьные вообще для хождения на работу не
> нужны?
> Они нужны для поступления в ВУЗ? А кто помнит чему учили в ВУЗе? Сможете
> сейчас экзамен сдать, который сдали на пятерку? Не помните. А на работу ходите.
> Может и ВУЗовские знания для хождения на работу не нужны?
> Да и работают, практически все, не по профилю обучения. Так что причем тут
> ВУЗовские знания? И без них люди прекрасно обходятся.
> Вот вы знаете, есть заочники, которые заочно высшее образование получили. Эти
> то учебе если пару месяцев в году посвящали, и то хорошо. А есть очники. Вы
> сможете одних от других отличить? Очень сомневаюсь. Не отличите.
> Так что же это получается? Если даже на обучение в ВУЗе тратить время раз в
> пять меньше, как это заочники делают, то результат точно такой же.
> Есть сейчас и дети, которые экстерном сдают за курс средней школы. Вы этих
> можете отличить, от тех, кто штаны протирал от звонка до звонка. А они ведь тоже
> ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ времени на обучение тратили.
> Так что вы даже со мной не спорьте. Школы это просто такое место где
> обеспечивают занятость детей.
> А то еще вырастут лоботрясами и не приученные к дисциплине, к послушанию к
> уважению к начальникам подадутся куда-нибудь. Например, в предприниматели.
> А знаете, есть вундеркинды, которые могут за пять лет курс средней школы
> пройти и затем еще за три года курс университета? Этим, таким быстрым куда
> податься? Разве что раньше на работу пойти? Неплохой подарочек, да?
даже самый умный, самый лучший ребенок ОБЯЗАН УВАЖАТЬ даже самого глупого,
самого невежливого, например, учителя. Или учительницу. Наоборот совсем не
обязательно.
>
У кого какие мнения?
Поделиться102005-12-03 08:30:50
Я ваще - то просто хотел поддержать дело Дрони, которое он предлагал в теме насчет с каждого по возможности, вот в силу свего образования и накарячил...Считаю что вполне приемлимо, ни с кем спорить не буду насчет материального, но жратва - вещь на самом деле не последней важности
Тема - то все равно про образование, точнее про систему образования, а чему уж там будут учить преподы в Анархическом обществе - проблема другого рода и требует другого спора и обсуждения, ваще это сами учиталя должны будут решить.
Поделиться112005-12-03 11:38:45
Мне в жизни помогает только начальное образование, остальное мне ничем не помогает. Я научился писать, читать, считать, мне хватит и этого. Вот например чем мне поможет в жизни знание того, как вычеслить синус из 45градусов? Вот подойдут на улице ко мне гопники, и чем мне это поможет. Лучше бы обучали исскуствам владения оружия, и кулаков.
Поделиться122005-12-03 21:18:16
Не будет при анархии педагогов. Люди будут заниматься самообучением или по Ланкастерской(вроде бы) системе - ты знаешь одно, кто-то знает другое, ты объясняешь ему одно, он тебе другое.
Школа - это пустая трата времеи и великий промыватель мозгов. Вы давно школу кончили? А я вот ещё в 11 классе, 15 разных предметов и которых 10 абсолютно лишние, другие 5 даются в так, что толку от этого нет. Хорошо ещё, что мне мозги промыть не сумели, а то б не с вами я сейчас общался.
Поделиться132005-12-03 21:32:35
2 Goren
А почему нельзя нематериальное записать на материальном? Просто нематериальное предсталено в материальном виде ака чёрточках и пробелах на диске, буквах на бумаге, звуках при общении и т.д. Но ведь сами по себе эти чёрточки информацией не являются. Хотя, вообще, тут трудно судить, то ли оно свойство, то ли нет. Главное, что она бесконечна и практически не требует материальных затрат на своё производство. Практически. Разве что на поддержание существования своего носителя, но не более того.
Фрейда я читал, и его последователей в особенности. Сам фрейдизм не был подкреплён практически никакой экспериментальной базой, был глубоко субъективен, и эксперементальная психология (и последователи Фрейда вчастности) его на сто рядов опровергли. Даже из учеников самого Фрейда, прошедших более-менее глубокий психоанализ, на его стороне остался один только Райх, выдвинувший концепцию прямой связи сексуального с экономическим (коммунизм - эт женский тип сексуальности, где нет подавления, капитализм - мужской, где есть подавление ).
Ну вот ты сам много встречал людей с эдиповым комплексом или комплексом электры? Лично я - всего один раз (если, канеш, не считать героев голливудских мордобойчиков). Кстати, что касается комплекса электры, то в литературе описан всего один более-менее достоверный, клинически подтверждённый его случай. Да и вообще, сводить человека к либидо, либидо к эросу, эрос к детским переживаниям, а детские переживания к эдипову комплексу - эт несерьёзно. Да чего, хотя бы, стоят вошедшие в анекдоты утверждения про анальные корни эпилептоидности и оральную сущность комплекса оживления: тут и в психологи разбираться не надо, чтобы понять, что органический процесс с присущей ему нелюбовью к избыточным раздражителям (кора и без того не успевает справляться с работой) никак не может быть связан с удовольствием от испражнений. А вот зато инфантилов, для которых фрейдизм служил бы в качестве рационализации их инфантилизма - этих везде навалом. В свою очередь, рекомендую почитать тебе необихевиористов, когнитивистов и адептов более современных направлений психоанализа (эгопсихологов, экзистенциалистов) - у них и доказательная база не хромает (ничего субъективного или голословного, всё основано на научных экспериментах и строгой статистике), и вообще, нет тенденции к сведению всей человеческой природы к одной детской патологии - взгляд у них куда шире.
Насчёт добровольного свободного договора - то эт уже социализм (ака экономическая власть не у капитала, а у общества).
Насчёт эмоций - почему неоспоримо?
Насчёт статьи в рассылке - согласен полностью, от и до.
Поделиться142005-12-04 04:12:55
Фрейдизм опровергнуть в принципе невозможно. И не потому, что он прав или неправ, а потому, что он так устроен в смысле логики высказывания
Сводить человека к либидо я и не предлагал, хотя в определенной системе координат и это дает практический выход. Но биологичность и сугубую "материальность" всех человеческих желаний и устремлений вряд ли кто-то в здравом уме будет отрицать.
Людей с упомянутыми комплексами я знаю, и немало. Как минимум один человек с комплексом Электры есть даже на этом форуме.. Но это лирика
Поделиться152005-12-04 19:05:45
Насчёт того, что невозможно опровергнуть Фрейда - безосновательное утверждение. Элементарнейший пример (открываем одну из первых страниц одного из первых его трудов):
Далее совершенно ясно, что действия сосущего ребенка определяются поисками за удовольствием (Lust), уже пережитом и теперь воскресающем в воспоминании. Благодаря ритмическому сосанию кожи или слизистой оболочки он простейшим образом получает удовлетворение. Не трудно также сообразить, по какому поводу ребенок впервые познакомился с этим удовольствием, которое теперь старается снова испытать. Первая и самая важная для жизни ребенка деятельность – сосание материнской груди (или суррогатов ее) должна было уже познакомить его с этим удовольствием. Мы сказали бы, что губы ребенка вели себя, как эрогенная зона, и раздражение от теплого молока было причиной ощущения удовольствия. Сначала удовлетворение от эрогенной зоны соединялось с удовлетворением от потребности в пище. Сексуальная деятельность сначала присоединяется к функции, служащей сохранению жизни, и только позже становится независимой от нее. Кто видел, как ребенок насыщенный отпадает от груди, с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения в последующей жизни. и т.д. и т.п. Ну дык вот. Маслоу, впоследствии, поставил эксперимент над детёнышами обезьян: он предложил им на выбор несколько суррогатных "мам". К той "маме", к которой была прикреплена соска, детёныш подходил только по мере наступления голода. Большую же часть времени детёныш проводил, прижимаясь к "маме" мягкой, которая была сделана из мягкой ткани. Далее. Вот ты сам когда-нибудь видел грудного ребёнка? По-твоему, от чего он испытывает больше удовольствия: от сосания, или от общения со взрослым, по отношению к которому проявляется комплекс оживления? Или, может быть, комплекс оживления, проявляемый по отношению к матери, отличен от такового, проявляемого по отношению к другим взрослым?
И подобные примеры несостоятельных утверждений - на каждом шагу.
И вообще, исходя из фрейдизма, можно утверждать, что капиталист - эт тот, кто испытывает половое влечение к деньгам и собственности. Нет, канеш, сам Фрейд этого не утверждал, он парил про "лошадку с кокаином", но вот в чём причина того, что эти лошадки тратят силы на накопление и прятание от себя и от других того, что им за всю жизнь не перенюхать? В стремлении к обладанию? Но ведь, согласно тому же Фрейду, такое стремление имеет сексуальные корни. Короче, получается такой весьма экзотический фетишизм (ака половое влечение к деньгам и собственности). Те не кажется, что оно уж слишком экзотично, и гораздо логичнее объясняется с позиций того же Адлера?
Но биологичность и сугубую "материальность" всех человеческих желаний и устремлений вряд ли кто-то в здравом уме будет отрицать.
И опять безосновательное утверждение. Ну почему человек обязан ценить материальное и биологическое выше, чем духовное? Принцип удовольствия вообще иррационален, а разум, которым обладает человек - враг иррациональности. Иррациональность у разума когнитивный диссонанс вызывает. Ага.
Как минимум один человек с комплексом Электры есть даже на этом форуме..
А ты уверен, что эт именно комплекс Электры (с половым влечением, ревностью и остальным вытекающим), а не характерная для подростков самоидентификация по половому признаку? У мя, помнется, такое (самоидентификация по половому признаку) тоже было лет в 17...
Отредактировано Адлеровец (2005-12-04 20:15:18)
Поделиться162005-12-04 19:56:31
Но биологичность и сугубую "материальность" всех человеческих желаний и устремлений вряд ли кто-то в здравом уме будет отрицать.
И опять безосновательное утверждение. Ну почему человек обязан ценить материальное и биологическое выше, чем духовное?
Он не говорил, что материальное выше, он говорил что материальное отрицать нельзя.
Поделиться172005-12-05 01:43:02
Я не говорил, что материальное выше или ниже, я говорил, что вообще все противопоставление материальное-духовное - приём, придуманный святошами для того, чтобы таким образом убеждать людей делать именно то, что они хотят. На самом деле всё материально, и информация тоже.
Поделиться182005-12-06 09:55:23
Насчёт комплекса Электры... Еси ты им. ввиду глупую Лену, то оно - совсем не то. Там просто шиза.
Поделиться192005-12-06 19:17:02
Не, ниразу. Я и не знаю, кто тут Лена и есть ли тут какая-либо Лена