ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ
Анархизм перестал быть актуальным с конца 30-х годов, когда последние солдаты Буонавентуры Дурутти бросили оружие. Анархисты и мученики анархии (Махно, Дурутти, Сакко и Ванцетти) останутся в веках, но их идеи давно не представляют интереса. Колонна Дурутти ходила по Каталонии из деревни в деревню и разрушала дома и все на своем пути. Анархия - это разрушение, но разрушение бедных крестьянских жилищ ни в какое сравнение не идет с разрушением концептуальным - разрушением ценностей, идей и архетипов Традиционные анархисты пост-Дуруттиевской эпохи представляют собой жалкое зрелище: столько усилий, столько организационного рвения потрачено на повторение деревенских проделок Махно и Дурутти, на объединение трудящихся в социальные структуры, призванные разрушать социальные структуры как таковые.
Анархизм умер, а анархия живет. Анархию социальную сменила анархия онтологическая, ницшеанское разрушение всех и всяческих социальных концепций.
Политические теории дадаистов положили начало современной анархии. Дада напал на экономическое устройство общества и утвердил необходимость принципиально новой основы человеческих отношений. Творчество как основа цивилизации, тунеядство как основа творчества, и тотальная механизация производства как средство осуществления утопии. Тристан Тзара, один из ключевых дадаистов и сюрреалистов:
"Я обвиняю Америку в бесчестии нашей эпохи: прославлении труда, идиотской идеологии, основанной на поклонении материальному прогрессу и презрении к утопии и поэзии, ко всему, направленному на совершенствование человеческой души... Как не противостоять этому поветрию... наиболее разрушительным броском вперед - идеей, и самой творческой работой - тунеядством."
Дада породил сюрреализм, по совокупности обстоятельств абсорбированный сталинизмом; сюрреалистами эстетика дада была извращена, а политика - забыта. НО:
Dada not dead watch your overcoat
Идеи такой живучести не умирают никогда. И в послевоенной, кризисной Франции богемная молодежь возвращается к политике (или скорее, поэто-политике) дадаизма. Интернационал Леттристов - коллектив поэтов, художников и кинематографистов. Первой акцией леттристов был пикет перед залом, где был должен выступать Чарли Чаплин, незадолго перед тем изгнанный из Америки за его якобы коммунизм, с раздачей листовок "...фашистское насекомое... Убирайтесь домой, Мистер Чаплин". Леттристы полчаса держали дверь, не пуская публику, покамест не подвалила полиция и их всех не арестовала. Другой акцией леттристов была служба на Пасху в одном из кафедралов Парижа: переодетый священником леттрист говорил с кафедры о смерти Бога и был арестован и избит полицией.
На протяжении 1950-х леттристы издавали журнал Потлач, где развивали тезис об искусстве будущего: искусстве ситуаций - искусстве всеобщего творчества, где не может быть деления на "артистов" и "зрителей": любой зритель становится по определению соавтором. в разработке этой концепции был организован Интернационал Ситуационистов - наиболее влиятельная и концептуально революционная организация этого столетия. Ситуационисты систематизировали и популяризовали социальную критику леттристов. Систематизация и аккуратная презентация была завершена в журнале Internationale Situationniste и серии книг, из которых надо отметить "Общество Спектакля" Ги Дебора и "Революцию повседневности" Рауля Ваннегейма. "Happiness is a new thought in Europe".
Основным тезисом политики ситуационистов было концептуальное родство и неразличие двух систем, построенных на производстве, потреблении и тоталитарной несвободе - рыночной системы западного общества и госкапиталистической системы стран Варшавского договора. Потлач, одна из основных концепций Ситуационизма, был программой радикального разрыва с парадигмой производства-потребления и перехода к обществу без экономики, где отношения основаны на страсти, игре и творчестве, Считалось, что с повышением производительности роль экономики в определении общественных отношений может и должна уменьшаться до доли пренебрежимо малой.
Ситуационисты разработали стратегию и тактику разрушения общественных отношений. Основными принципами была анонимность, отказ от интеллектуальной собственности, отказ от любой идеологии, подрыв устоев через дадаистскую практику парадоксов и партизанских нападений на основы цивилизации. "Идеология есть шизофрения", - писал Ги Дебор. Уголовники объявлялись стихийными ситуационистами: борьба против экономических устоев может и должна происходить через ограбления, стихийные бунты и вандализм.
В силу установки на анонимность, эффекты ситуационизма не всегда осознаются как таковые. Не всем известно, что французская революция 1968 года была спланирована и выполнена ситуационистскими коллективами. Также не все знают, что так называемый "панк-рок" был не более чем одной из политических (поэто-политических) акций ситуационистов.
Как это произошло? Легко сказать. Малкольм МакЛарен и Джейми Рид участвовали в революции 1968 года и издавали про-ситуационистские документы. Потом МакЛарен организовал модный магазин, пытаясь эксплуатировать рок-субкультуру. Магазин был переименован в "Sex", когда МакЛарен обнаружил, что эта среда весьма падка на радикализм и субверсию. Из числа случайной молодежи, работавшей или ошивавшейся вокруг магазина, МакЛарен набрад псевдомузыкальную группу, впоследствии названную Секс Пистолз. Ни МакЛарен, ни ребята играть не умели, но это нисколько им не мешало (абсолютное отсутствие музыкальных способностей не мешает МакЛарену и до сих пор выпускать симпатичные компакт-диски). Идея состояла в том, что "панк рок" станет первым ситуационистским видом музыки - без тоталитарного спектаклеистского разделения на производителей артистов и зрителей-потребителей. В одном из первых панковских журналов было нарисовано, как играть три аккорда, и написано: "Усвоили? Теперь идите организуйте свою группу." Забавным и неожиданным эффектом было, что несмотря (или благодаря) такому безответственному отношению, панки и МакЛарен произвели огромное количество великолепной музыки - несомненно больше и лучше, чем их профессионально подкованные современники.
Панк-рок давным-давно был сожран спектаклем и превратился в сорт поп-музыки, играемый профессиональными музыкантами, выучившими наизусть все ноты в "Anarchy in UK", но к анархии вполне безразличными. Немалый здесь вклад и самих звезд панка - разжиревших и опустившихся музыкантов Секс Пистолз и Клэш. Это неудивительно: панк как идея абсолютно несовместим с институтом "звезд". Но идея панка жива, хотя и в разводе с музыкой.
Оригинальный панк был движим в той же степени музыкой, в какой самиздатом - отксеренными журнальчиками "zines". Для распространения панковских пластинок была организована независимая сеть магазинчиков и дистрибьютеров, которая послужила распространению самиздата. Таким образом первый раз в истории постиндустриального общества появилась возможность бесконтрольного распространения информации. Мир "zines" продолжает разрастаться - сейчас их издается несколько тысяч. Разумеется, Интернет послужил для самиздата благодатной почвой.
Радикализм панка и постпанка (индустриала, психоделии) был систематизирован и весь издан группой RE / Search Publications. Под именем Search and Destroy Андреа Джуно и Вэйл выпускали в 70-х один из первых панковских zines. Потом они перешли к более монументальной продукции и в виде RE / Search выпустили около 14 книжек, по праву считающихся классикой контркультуры.
Начиная с середины 80-х, анархия перешла в качественно иную стадию. Анархия политическая давно сменилась анархией онтологической, которая приобретает полиморфность и текучесть, сливаясь с конспирологией, оккультом, дискордианизмом, правым радикализмом ополчений...
Антологией этого перехода стала книга Адама Парфри "Культура Апокалипсиса", быть может, лучшая книга декады. Что есть культура Апокалипсиса? Артист, в качестве художественного акта отрезавший по случайному выбору части тела, долго выступавший по городам Канады за жуткие деньги перед аудиенцией богатых меценатов (перед выступлением № 17, заключавшемся в отрезании головы, были ампутированы пальцы на руках, ступня, яичко, глаз и много чего еще). Несколько разномастных человекобожеств. Пробивание дырки в черепе с целью создания третьего глаза. Религиозный маниак Рэйган, его попытки начать войну с Россией для приближения пришествия Мессии. Уфология, роль масонского символизма в убийстве Кеннеди, самолоботомия... Критика общества через демонстрацию онтологической язвы и критика общества через превознесение онтологических язв... "хлопки в ладоши затихают.. под автоматные очереди не слышны аресты... we live at the end of time".
Миша Вербицкий
Отредактировано anarh (2006-06-25 20:50:35)