Не знаю только как это всё связано с анархизмом  :)
Текст здесь: http://worldcrisis.ru/crisis/181573
Цитата
"
Основной функцией человеческой цивилизации является собственное воспроизводство. К сожалению, система воспроизводства человека очень сложна, и постоянно продолжает усложняться и изменяться. При этих изменениях нередко возникают диспропорции воспроизводства, когда разные части системы обновляются с разной скоростью. Эти диспропорции очень сильно влияют на всю нашу жизнь. Целью данного исследования является построение простейших моделей воспроизводства человека и экономики и выявление основных диспропорций воспроизводства.

1.         Отсутствие диспропорций и гиперболический рост

С тех пор как человек перешел от присваивающего к производящему типу хозяйства, люди живут в искусственной среде обитания, которую сами же и создают собственным трудом. Мы помогаем воспроизводиться нашей среде обитания, а она помогает воспроизводиться нам. Самый простейший пример искусственной среды обитания это стадо домашних животных. Оленеводы выращивают (производят) оленей. Одновременно и олени выкармливают (производят) людей. Разумеется, среда обитания, которую культивирует современный человек, гораздо сложнее, чем стадо оленей. В нее входят самые разнообразные животные, растения, а также неодушевленные предметы, например, жилища и одежда. Мы попытаемся описать эту сложную систему.

Разделим среду обитания на совокупность (1) орудий труда, т.е. материального и нематериального капитала, и (2) самых разнообразных товаров и услуг конечного потребления. Потребление товаров и услуг снижает смертность человека, и тем самым увеличивает скорость нашего воспроизводства. Предметы потребления отвечают за благоприятные факторы взаимодействия человека и среды. Орудия труда требуют затрат рабочего времени, оставляя человеку меньше времени на воспроизводство. Они снижают скорость нашего воспроизводства, т.е. отвечают за неблагоприятные стороны взаимодействия с искусственной средой.

Обычно, благоприятные факторы перевешивают и имеет место расширенное воспроизводство, т.е. с каждым годом людей рождается все больше. Как правило, люди тоже благоприятно воздействуют на среду. И оленей становится все больше. Такие взаимоотношения человека и среды называются «сотрудничеством», или «кооперацией». Простейший математический анализ показывает, что при «кооперации» имеет место быстрый (как правило, гиперболический) рост населения и объемов среды обитания.

2.         Взрыв сложности

Орудия труда не просто существуют на человеческом субстрате. Они быстро изменяются, усложняются и размножаются на этом субстрате. Дело в том, что орудия труда используются не только как орудия производства. Они еще и инструмент исследования природы, инструмент для получения новых знаний. Новое орудие или материал само порождает огромное количество новых орудий и материалов. Приведем один известный пример из истории развития западноевропейской материальной культуры.

*          *          *

В середине XV века в Венеции были разработаны передовые технологии получения высококачественного чистого стекла. До этого стекло было мутным и содержало в себе большое количество пузырьков и других дефектов. Распространение изделий из прозрачного стекла привело к появлению оптических инструментов: микроскопа (братья Jahnssen, 1590) и телескопа (Lippershey, 1609). Через некоторое время с помощью микроскопа были открыты микроорганизмы (Anton Van Leeuwenhoek, 1674) и тем самым заложен фундамент современной биологии. Появление телескопа способствовало развитию астрономии и классической механики (Isaac Newton, 1687). Другие оптические инструменты способствовали появлению новых разделов естествознания. Таким образом, благодаря фундаментальным открытиям, сделанным при помощи чистого стекла, к началу XVIII была создана база для индустриальной революции, как техническая (машины и механизмы), так и демографическая (простейшие гигиенические и санитарные приемы).

*          *          *

Чем больше знаний, тем быстрее приобретаются все новые знания. Новая информация еще и еще раз ускоряют процесс обретения дальнейшей информации. Этот процесс очень похож на цепную реакцию в атомной бомбе. Распад одного ядра урана происходит с выделением нескольких нейтронов, эти нейтроны вызывают распад еще нескольких ядер. Каждый из новых распадов вызывает дальнейший распад ядер. Молниеносно количество распадающихся ядер урана вырастает настолько, что получается атомный взрыв.

В XX веке на наших глазах произошел взрывной рост сложности индустриальной системы воспроизводства. Он произошел за счет цепной реакции получения новых знаний о природе. Это происходит потому, что люди автоматически считают все новоприобретенные знания полезными. Действительно, все новшества как правило повышают производительность труда в смысле производства предметов потребления. К сожалению, усвоение этих новшеств ведет еще и к катастрофическому падению рождаемости.

Цепную реакцию можно было поставить под контроль примерно так же, как это делается в атомных реакторах. В них сознательно уничтожается большинство нейтронов, которые рождаются при делении ядер. Если новое знание не приводит к появлению нового знания, научный прогресс останавливается. Но и падения рождаемости тоже уже не будет.

3.         Падение рождаемости

Существование в новой среде обитания со сложными орудиями производства требует длительного получения особых знаний и навыков. Причем на время получения этих навыков человек теряет трудоспособность. Срок полной нетрудоспособности связанный с обучением увеличился практически до совершеннолетия детей. А сроки ограниченной трудоспособности могут растягиваться до получения ребенком высшего образования и даже более того. Можно сказать, что с усложнением орудий труда цикл воспроизводства человека существенно удлиняется.

Вопрос о количестве детей в семье решается родителями исходя из их трудозатрат за весь период пока ребенок находится под их опекой. В связи с потерей детской самоокупаемости трудовые затраты родителей невероятно возрастают и люди сами искусственно снижают рождаемость чтобы уменьшить эти затраты.

Основная причина падения рождаемости это увеличение срока нетрудоспособности детей. Для восстановления полного воспроизводства населения требуется восстановить детскую самоокупаемость, т.е. перейти к повсеместному использованию детского труда. Однако в современном индустриальном обществе это невозможно.

Культивирование новых, более сложных орудий труда на человеческом субстрате приводит к тому, что такое взаимодействие перестает быть взаимовыгодным. «Новые олени» перестают помогать размножаться людям. Новая система скорее напоминает взаимоотношения картофельного поля с колорадским жуком.

Когда на поле приходит колорадский жук, оно вместо картошки начинает производить жука. Очевидно, что через некоторое время вредитель расплодится настолько, что погубит все поле, а затем и сам погибнет. Мы, к сожалению, выступаем здесь в роли картошки. А в роли колорадского жука выступает наша новая среда обитания, которую мы сами и создали.

Мы не будем более останавливаться на вопросе почему именно труд человека перестал превращаться в новых человеческих детенышей. Это сложный и малоизученный вопрос. Для нас это и не важно, как не важно каким именно образом зеленые картофельные листья превращаются в полосатых жуков. Что для нас важно, так это понимание самого факта такого превращения.

4.         Пирамида аграрно-индустриального перехода

В развитом индустриальном обществе рождаемость падает ниже уровня полного воспроизводства, т.е. имеет место неполное воспроизводство рабочей силы. Эта диспропорция воспроизводства может привести к экономическому кризису. Действительно, когда рабочее время воспроизводится не полностью, экономика может функционировать либо за счет интенсификации труда, либо за счет притока новых трудовых ресурсов извне системы. Известно, что в момент зарождения индустриального строя в любой стране всегда имеет место только второй вариант. Внешним источником рабочей силы здесь служит сельское население этой страны. А сам процесс индустриальной модернизации хозяйства называется аграрно-индустриальным переходом.

Важно подчеркнуть, что в момент аграрно-индустриального перехода, хозяйственная система представляет собой пирамиду, вроде пирамиды МММ: за счет «новых вкладчиков» строятся заводы и фабрики, их трудом обеспечивается растущий уровень жизни, и т.д. Очевидно, что если на момент завершения индустриального перехода не удастся быстро поднять производительность труда, эта пирамида обрушится.

Как происходит обрушение такой пирамиды, стало понятно на примере СССР. Коллапс нашей экономики произошел после того как приток сельского населения в города иссяк, а само городское население постарело, и начало массово выходить на пенсию. Несмотря на отчаянные попытки «ускорения» и «перестройки» резко сократить потребности экономики в количестве работников не удалось.

На самом деле, резко поднять производительность труда при завершении аграрно-индустриального перехода пока еще никому не удалось. Опыт западных стран свидетельствует, что единственным способом, при помощи которого можно поддержать существование индустриальной экономики все еще остается привлечение в ее пирамиду «новых вкладчиков». Правда, в роли вкладчиков теперь выступают сельские жители не своих, а иностранных государств. Развитые страны запада сейчас существуют за счет импорта дешевых индустриальных товаров, т.е. овеществленного труда, с периферии, например из Китая. Сами же развитые страны в обмен экспортируют высокотехнологичные товары, и вместе с ними свой интеллектуальный и физический капитал, т.е. труд десятков поколений европейцев, накопленный в течение нескольких сотен лет.

Следует отметить, что научный и технический прогресс сделал производство товаров потребления и продовольствия очень эффективным и производительным. Тем не менее, завершение аграрно-индустриального перехода и в СССР и в странах запада сопровождается не ростом, а напротив, катастрофическим падением эффективности хозяйственной деятельности. Требуется дать ответ на вопрос, почему это происходит.

5.         Пандемическое распространение предметов потребления

В позднем индустриальном обществе появился еще один процесс, который кардинальным образом изменил всю нашу жизнь. Дело в том, что наш «колорадский жук» «заболел» и тоже вымирает. «Картошка ест жука.» В настоящее время пока неясно, кто вымирает быстрее, человек или «колорадский жук». Если жук вымирает быстрее, то это хорошо: рано или поздно это приведет к тому, что перестанет вымирать человек. Если жук вымирает медленнее человека, то это плохо: численность людей будет продолжать снижаться... Но откуда взялась эта болезнь?

Мы уже говорили, что наша индустриальная среда обитания состоит из орудий труда (т.е. капитала, который имеет свойство накапливаться со временем) и продуктов конечного потребления. Оказалось, что эти элементы среды воспроизводятся с разной скоростью. В развитой индустриальной среде, т.е. там, где накоплена существенная база производственного капитала, объем товаров конечного потребления начинает расти гораздо быстрее, чем капитал. Взгляните, например, на то, как размножаются холодильники. Они распространяются буквально как болезнь в ходе эпидемии, т.е. очень быстро и до тех пор, пока практически все домохозяйства не будут заражены новым продуктом. По тем же законам вирусной пандемии размножаются телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, личные автомобили, услуги гражданской авиации, и так далее, список можно продолжать до бесконечности.

Понятно, что когда один товар, например сотовые телефоны, начинает размножаться особенно быстро, это происходит либо за счет сокращения производства какого-нибудь другого товара, либо за счет неполного воспроизводства производственного капитала. Фабрики по производству сотовых телефонов растут за счет того, что перестают развиваться фабрики и заводы других отраслей. Когда болезней предметов потребления становится очень много, весь производственный капитал, т.е. все орудия труда, заняты только производством этих товаров и не успевают возобновляться сами.

Финансовый и экономический анализ часто не видит этой болезни. Проблема в том, что в капиталистическом производстве все предметы потребления, на которые существует платежеспособный спрос, автоматически считаются полезными. Никаких естественных противоядий, никаких механизмов саморегуляции, сдерживающих пандемии продуктов потребления, нет. Вообще говоря, пока не существует никаких способов заблаговременной оценки полезности или вредности того или иного продукта. И, следовательно, поставить этот процесс под контроль человека, т.е. замедлить или искусственно ускорить проедание производственного капитала практически невозможно.

6.         Индустриальные диспропорции воспроизводства в СССР

Пройденный материал позволит нам по-новому посмотреть на развитие экономической и демографической ситуации в нашей стране в ХХ веке. Итак, с начала тридцатых годов, ускоренная индустриализация в СССР проводилась, в том числе и с той целью, чтобы адекватно подготовить страну к мировой войне, т.е. чтобы иметь возможность быстро и эффективно «размножить» продукты военного назначения на созданной индустриальной базе. В послевоенные годы рост объемов продукции конечного потребления искусственно сдерживался, а рост основного капитала (орудий труда) продолжался. В разгар Холодной Войны размножение орудий труда замедлилось из-за того, что страна снова была вынуждена потреблять большие массы продукции военного назначения. Товары, идущие на военные нужды, не заражали домохозяйства, однако их численность быстро росла из-за соперничества с Западом. В последние две декады существования СССР на этот процесс наложилась пандемия товаров народного потребления..................................... http://worldcrisis.ru/crisis/181573
"
Почитайте интересно, по моему объясняет ситуацию более или менее правильно  :war100: