ЕДИНЫЙ ФОРУМ АНАРХИСТОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЕДИНЫЙ ФОРУМ АНАРХИСТОВ » Общий » Книга о настоящем государстве


Книга о настоящем государстве

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Предлагаю начать сбор информации для создания книги о настоящем государстве. Примеры из истории 20 века о деятельности "демократических" и тоталитарных государств. Потом можно будет выпустить официально, или подпольно. Книга, я думаю, должна состоять из сухих фактов. материалы подбирать откуда только можно.
___________________________

Как известно, в апреле 1964 года прогрессивное правительство президента Жоао Гуларта было свергнуто в результате военного переворота, и с тех пор над Бразилией нависла тьма самого настоящего фашизма. Были разогнаны практически все политические партии, подавляющее большинство прогрессивных политиков либо были брошены в тюрьмы, либо оказались вынуждены покинуть страну (а в некоторых случаях просто исчезли без следа), на деятельность прессы были наложены строжайшие цензурные ограничения. По всей стране начался разгул «эскадронов смерти», планомерно уничтожавших тех, кто казался им красным или хотя бы «розовым». Даже священнослужители не могли быть уверены в том, что им удастся избежать ареста и жесточайших пыток в полицейских застенках.
Всего лишь через пару месяцев после прихода к власти в Бразилии фашистского режима(1964 год) правительство США выпустило секретный меморандум, предусматривавший предоставление новому режиму «финансовой помощи» на сумму в энное число миллиардов долларов. Впрочем, как нетрудно догадаться, дело не ограничилось только денежными вливаниями - только в первые годы реакционного режима в печально знаменитой «Школе Америк» в форте Беннинг (штат Джорджия) по крайней мере 20 бразильских офицеров прошли подготовку по таким «сверхактуальным» для тогдашней бразильской действительности курсам, как контрразведка, тактика репрессий, методы психологического воздействия на «смутьянов», а также методика и техника пыток. В учебных пособиях, по которым занимались курсанты «Школы Америк», можно было прочитать, что университеты - это рассадники «терроризма», а священники и монахини - это потенциальные «подрывные элементы». Более того, в тех же учебниках содержались предупреждения, что «мятежники» и другие враги государства могут использовать выборы для свержения дружественных США режимов: фактически сама демократия как таковая объявлялась вне закона как потенциальное орудие «враждебных сил».1
----
1 - карлосс Маригелла - Учебник городской герильи.

0

2

:ph34r:
НА РАЗВИЛКЕ ИСТОРИИ. Правда , 23.03.2001

1. Две позиции

На рубеже тысячелетий развитие человечества вступает в новое качество, существенно меняющее лицо современного мира, всю систему мировых связей и отношений. Этот тезис стал уже общим местом в рассуждениях политиков и экономистов, философов и социологов самых разных научных направлений и политических симпатий. Все согласны в том, что человечество переживает период интенсивного нарастания своей целостности, формирования общемировых экономических, политических и культурных систем, далеко выходящих за рамки отдельных государств.

Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин "глобализация". Это слово потому и получило широкое распространение, что благодаря своей политико-экономической нейтральности оно допускает самые разноречивые, зачастую диаметрально противоположные трактовки. А их с каждым годом становится все больше. В мире нет единства в оценке сущности, движущих сил и последствий глобализации. Спор, и отнюдь не только теоретический, разгорается все жарче, ибо затрагивает интересы буквально каждого жителя планеты.

Сторонники глобализации говорят о становлении "потребительского", "постиндустриального", "информационного" и т.п. общества. Приветствуют пришествие "нового мирового порядка", якобы несущего человечеству невиданное доселе благоденствие: повышение уровня и качества жизни, новые рабочие места, широкий и свободный доступ к информации, улучшение взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями. Стирание всяческих - государственных, национальных и культурных - границ на пути свободного движения товаров и людей, капиталов и идей. Сглаживание социальных противоречий. Наконец, обеспечение всеобщего мира и безопасности.

Словом, весь мир - наш общий дом. Чуть ли не всемирный коммунизм, только на иной - рыночной, товарно-денежной - основе.

Противники нового мироустройства предпочитают говорить о "мондиализме", "мировом заговоре" и даже о наступлении апокалиптического "Царства Зверя", в котором не останется места для Человека, его национальной, культурной и личной самобытности, духовных идеалов. Оппонентов глобализации становится все больше, и действуют они все активнее и жестче. Практически все встречи и заседания новых мировых центров экономического господства - Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации - сопровождаются массовыми демонстрациями протеста. Так было в Сиэтле, Сеуле, Праге, Давосе и многих других местах.

Протестующие подчеркивают, что господство международных финансовых спекулянтов делает мировую экономику все более нестабильной и несправедливой. Усиливается неравенство между социальными слоями и классами. Углубляется социально-экономическая пропасть между развитыми капиталистическими странами-эксплуататорами и угнетенными странами-пролетариями, которым уготована участь сырьевого придатка и помойной ямы для "золотого миллиарда". "Новый апартеид" - так недавно охарактеризовал экономическую политику ведущих капиталистических держав президент Бразилии Фернанду Кардозу.

Одним из наиболее последовательных критиков такой глобализации является Фидель Кастро. Вождь кубинской революции подчеркивает, что за этим процессом стоят интересы узкой группы транснациональных корпораций и ряда империалистических государств. Он неустанно разоблачает ее агрессивную сущность, враждебную интересам и чаяниям народов Земли.

Противники глобализации возмущены ростом политического влияния транснациональных корпораций, диктующих свою волю целым государствам и народам. Обвиняют творцов "нового мирового порядка" в беспардонном вмешательстве в дела суверенных государств, причем все чаще - вооруженном. Прибегая к прямой агрессии против "непокорных", разжигая по всему миру межэтнические и межконфессиональные конфликты, Запад по сути дела развязал новую - "ползучую" - мировую войну, в которой уже погибли миллионы людей.

Возрастающую тревогу внушает состояние земной экологии, которая откровенно приносится в жертву интересам капитала. Раскрученная Западом эгоистичная сверхпотребительская гонка, поглощая все больше невозобновимых природных ресурсов, ведет к необратимым изменениям окружающей среды с катастрофическими для всего человечества последствиями.

В не менее трагическом положении пребывает и "экология духа". Она испытывает страшный напор полностью монополизированных крупным капиталом всепроникающих средств массовой информации. Подвергается отупляющей атаке низкопробной масс-культуры с ее культом насилия и разврата. Под видом "свободной циркуляции идей и информации" на самом деле осуществляется политика информационно-культурного империализма. Манипуляция сознанием и чувствами людей, их интересами и потребностями, принудительная унификация духовного мира на самом низком и примитивном уровне превращают человечество в бездумную и покорную творцам "нового мирового порядка" массу.

Таким образом, явление, именуемое "глобализацией", представляет собой клубок противоречий, который затягивается все туже и туже. Человечество становится все более могущественным в научно-техническом отношении. Но вместе с тем становится и очевидным, что никакое развитие производительных сил само по себе не может разрешить проблем и противоречий современного мира. Как отметил VII съезд Компартии Российской Федерации, "победы техники, глобальная информатизация, покорение четырех природных стихий не сделали мир ни более безопасным, ни более справедливым".

В этих условиях, перед лицом вызовов и угроз третьего тысячелетия, России особенно необходима эффективная, научно обоснованная стратегия государственного возрождения. Стратегия, способная восстановить внутреннее единство нации, нашу готовность к нелегкой борьбе. Стратегия, основанная на ясном понимании природы тех сил, что определяют нынче главный вектор развития человечества. Все это заставляет более глубоко вдуматься в сущность глобализации. Разобраться в том, что кроется за этим модным термином, вокруг которого уже сломано столько копий.

Если исходить из буквального значения, то "глобальный" - значит "объемлющий всю планету". Бесспорно, некоторые важные черты современных процессов такой термин отражает. Но столь же бесспорно, что при этом он оставляет в тени другие, ничуть не менее важные и существенные стороны действительности. Например, он сводит социальные противоречия к противоречиям географическим. Но когда мировые противоречия "разверстываются" по географическим координатам "Запад - Восток" или "Север - Юг", их сущность, с одной стороны, заведомо упрощается, а с другой - им придается как бы "вечный" и безальтернативный характер. В методологическом отношений подобное возвращение к временам географического детерминизма Монтескье вряд ли продуктивно.

Глобальный характер имеют многие природные процессы на Земле, - прежде всего изучаемые геологией, географией, метеорологией, экологией и т.д. И когда обнаружилось, что ряд общественных процессов - технологических и экономических, политических и культурных - начинает приобретать такой же общепланетарный характер, для их изучения были в первую очередь востребованы специалисты и методы именно этих наук. Однако естественные науки при всех их бесспорных достоинствах не раскрывают сущность и специфику общественной формы движения. Максимум, что они могут, это эмпирически констатировать процесс превращения человечества и созданной им цивилизации в единое целое, охватывающее весь земной шар. Строить количественные и структурные модели этого процесса, пробовать делать прогнозы путем их экстраполяции и т.п. К этому, собственно, и сводятся на девять десятых современные футурологические исследования. Например, нашумевшие в начале 70-х годов доклады Римского клуба. Но при этом естественнонаучные и математические методы не отвечают, да и не могут ответить на вопросы о том, является ли глобализация объективным, необходимым и неизбежным процессом, каковы его движущие силы, общие и специфические формы. Это просто не их предмет.

Если исходить из очевидного факта неуклонного расширения масштабов человеческой деятельности, то вряд ли правомерно говорить о процессе глобализации как о каком-то качественно новом явлении в жизни общества. На самом деле ее начало практически совпадает с началом человеческой истории. Расселение первобытных племен по всему земному шару - разве это не один из первых ее шагов? Какое завоевание цивилизации ни взять - пользование огнем, одомашнение диких животных, земледелие, ирригацию, металлургию, изобретение колеса, паруса, не говоря уж о достижениях промышленной революции XVIII - XIX вв., - каждое из них знаменует собой все более масштабное овладение человеком силами природы, расширение пределов его деятельности. Эпоха великих географических открытий внесла в глобализацию вклад ничуть не меньший, чем создание систем космической связи.

Поэтому правильнее будет говорить о современном этапе глобализации. Но при этом его нельзя рассматривать изолированно от предшествующих этапов.

Процессы глобализации, то есть экономической, политической и культурной интеграции человечества, начались очень давно, протекали и сто и тысячу лет назад. И протекали они отнюдь не плавно и бесконфликтно, а крайне неравномерно, в острых социально-экономических противоречиях. Глобализация двадцатого века отличается как раз наибольшей неравномерностью развития и наивысшим накалом борьбы и противоречий. Это вытекает из ряда ее новых особенностей, накладывающих свой отпечаток на характер современных противоречий, на общий фон развития.

Каковы же эти новые особенности?

В технологическом плане современный этап глобализации характеризуется тем, что экстенсивное распространение хозяйственной деятельности человечества по поверхности земной суши практически близко к завершению. Одновременно идет все более решительное освоение Мирового океана и ближнего космоса. Созданная человеком "вторая природа" - производственная, энергетическая, транспортная, коммуникационная, жилищная и т.п. инфраструктура - по своим масштабам и задействованным в ней потокам энергии становится соизмеримой с пространствами и энергиями окружающей среды - геосферы. Превращение разумной жизни в геологический фактор и становление ноосферы - это предвидение В.И. Вернадского все более зримо осуществляется в наше время.

В экономическом плане неуклонно углубляется мировое разделение труда, усиливается внутриотраслевая и межотраслевая кооперация. Производственные взаимосвязи и технологические цепочки сплошь и рядом перешагивают национальные границы, опутывая собой весь земной шар. Параллельно идет процесс концентрации и интернационализации собственности на средства производства. Возникают все более мощные транснациональные производственно-экономические объединения со своими наднациональными органами координации, регулирования и управления. Идет становление глобальной экономики как единого организма, в котором все взаимосвязано.

В политической сфере происходят аналогичные процессы. Экономическая интеграция побуждает переходить ко все более тесным межгосударственным взаимосвязям, снятию барьеров на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Из фазы, когда международные отношения регулировались двусторонними и многосторонними соглашениями и организациями, мир переходит к международным объединениям более высокой степени политической интеграции. Наглядный тому пример - интеграция стран Западной Европы в единый Европейский союз с особыми наднациональными политическими органами.

Наконец, в мире неуклонно усиливается взаимодействие и взаимообогащение различных культур. Идет становление единого всемирного культурного пространства.

Таким образом, современная эпоха отличается тем, что экстенсивные формы глобализации явно приблизились к своему логическому завершению. Развитие "вширь" практически закончилось, наступает эпоха развития "вглубь". Глобализация переходит в свою интенсивную фазу.

Это проявляется, во-первых, в том, что возникли и умножаются все более широкие и комплексные - глобальные - проблемы, разрешение которых уже не по силам отдельным государствам и их региональным объединениям, а требует совместных усилий всего человечества в целом. Это проблемы сохранения окружающей среды, обеспечения продовольствием растущего населения Земли, поиска новых источников энергии, сохранения мира и выживания человечества в ядерную эпоху и т.д.

Во-вторых, мы живем в эпоху гигантского ускорения мировых интеграционных процессов. Главным ускорителем стала "информационная революция". Компьютеризация резко повысила степень связности современного мира. Многие экономические, политические, культурные события в любой точке земного шара практически мгновенно влияют на дела во всем мире. Невиданно возросла оперативность принятия управленческих решений и их реализации. Возникла техническая возможность глобального управления.

Компьютерные технологии внедряются во все сферы жизни государства и общества. Благодаря созданию микропроцессора компьютер из достояния узкого круга исследователей, плановиков и политиков превратился в бытовой прибор. По своему культурному значению это сравнимо только с изобретением книгопечатания. Теперь уже и личная жизнь человека начинает все больше и больше зависеть от систем информации и коммуникации. И хотя до сих пор подавляющее большинство пользователей персональных компьютеров лишь самозабвенно забавляется, играя в электронные игрушки или малоосмысленно ползая по Интернету, результат уже есть. Персональный компьютер превратился в эффективное орудие формирования вполне определенного культурного стереотипа. То есть появилась техническая возможность формирования в мировом масштабе единой системы ценностей, единого образа жизни.

Отсюда, с одной стороны, возникает объективная потребность во всемирном Центре политического и экономического регулирования, а с другой - формируются материально-технические возможности возникновения и функционирования подобного центра.

Назрел качественный перелом в развитии человеческой цивилизации. Для него практически все готово;

1) человечество отныне может развиваться только как целое, иначе оно просто не справится со своими проблемами;

2) оно в принципе уже может сознательно и планомерно управлять этим развитием;

3) уровень современной техники позволяет решать самые сложные задачи, которые могут возникнуть на этом пути.

Как говорится, в дверь стучится новое измерение технико-экономического, социально-политического и культурного прогресса. А вот каким будет это новое измерение - этот самый существенный вопрос остается открытым. Ведь на его решение влияют социальные, политические и национальные интересы. А интересы эти как были, так и остаются по сей день разными. Какие из них восторжествуют, а какие будут подавлены в ходе глобализации? А если интересы будут согласованы и гармонизированы, то какими конкретными путями?

Словом, в который уже раз подтверждается тезис классиков марксизма-ленинизма о том, что всякая революция - будь то даже революция научно-техническая - наиболее остро ставит вопрос о власти. О власти не только политической и экономической, но и информационной, культурной, духовной. Развитые капиталистические страны так называемого Первого мира, или "золотого миллиарда", отвечают на этот вопрос четко и однозначно: отныне и впредь глобализация пойдет под нашим руководством. Человечество будет жить и развиваться по нашим предначертаниям и моделям.

На разработку и отладку таких моделей мобилизованы лучшие интеллектуальные силы Запада. На их реализацию тратятся гигантские финансовые, материальные и военные ресурсы.

2. Трехэтажная цивилизация

В западной литературе теоретическое обоснование нового глобального мироустройства весьма обширно и эклектично. Среди его "духовных отцов" выделяются имена социолога И. Валлерстайна, философов К. Поппера и Ф. Фукуямы, "серого кардинала" американской внешней политики 3. Бжезинского, финансиста Ж. Аттали.

И. Валлерстайн рассматривает мировую капиталистическую систему как первую историческую форму глобального мироустройства, которая развивается во взаимодействии трех регионов: высокоразвитого ядра, вечно нищей периферии и буферной полупериферии. Однако недостатки классического капитализма, по его мнению, делают неизбежными разрушительные кризисы, которые потрясают мир с периодичностью в 50-100 лет.

Согласно концепции Валлерстайна, преодоление этих недостатков капиталистического мироустройства, доминирующего на планете с начала XVI века, возможно лишь в рамках новой глобальной системы. И конец XX столетия как раз знаменует собой такой переломный исторический момент - момент перехода от эпохи капитализма к новому устройству мира. Вопрос о том, что придет на смену мировой капиталистической системе, Валлерстайн оставляет открытым.

Теоретиков "глобализации" в этих рассуждениях привлекает прежде всего идея Валлерстайна о том, что мир есть единая система, состояние которой определяется характером взаимодействия ядра - это в их понимании, конечно, Запад, периферии, то есть стран бывшего "третьего мира", и своего рода "буферной зоны", состоящей из сырьевых и технологических придатков Запада.

К. Поппер получил широкую известность как автор популярной на Западе книги "Открытое общество и его враги". Смысл его рассуждений сводится к следующему: человеческое познание несовершенно по своей природе, абсолютная истина, идеальная модель общественного устройства недоступны человеку. Поппер откровенно утверждает, что "история смысла не имеет". А потому он призывает человечество довольствоваться такой формой организации общества, которая в максимальной степени открыта для модернизации. Иначе говоря, открытое общество - это общество, в любой момент готовое принести свои исторические ценности, культурные обычаи и духовные традиции в жертву "бытоулучшительным" и технологическим новациям.

Чем же так привлекает теоретиков и практиков "глобализации" идея открытого общества? Они стараются отыскать здесь моральное обоснование своим планам, стремятся найти универсальный принцип, который станет объединяющей ценностью в мозаичном и противоречивом мире, слагающемся из множества различных обычаев, традиций и религий. Им жизненно необходим механизм, который поможет "переварить" своеобразие народов и государств в соответствии с единым стандартом нового мироустройства.

Известный биржевой спекулянт и активный сторонник "глобализации" Дж. Сорос в одной из своих статей пишет, что идея открытого общества "отдает должное достоинствам рыночного механизма, но не идеализирует его. Она признает роль иных, не рыночных ценностей в обществе. С другой стороны, этот принцип, признавая свойственное нашему глобальному обществу многообразие, все же является достаточной концептуальной базой для создания необходимых институтов".

Под скромным названием "институтов" знаменитый миллиардер на самом деле имеет в виду всемирную систему политических, финансово-экономических и военно-стратегических организаций, которые должны стать эффективными инструментами установления глобальной диктатуры финансовых воротил.

Геополитический аспект "глобализации" обстоятельно разработан 3. Бжезинским, одним из самых влиятельных "кузнецов" американского внешнеполитического курса второй половины XX века, наставником и учителем нынешнего госсекретаря США К. Райе.

Бжезинский утверждает, что кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всестороннюю гегемонию "последней сверхдержавы" - Соединенных Штатов Америки. "Цель политики США, - пишет он в своей книге "Великая шахматная доска",- должна состоять из двух частей: необходимости закрепить свое господствующее положение и необходимости создать геополитическую структуру, которая будет способна смягчать неизбежные потрясения и напряженность", вызванные принудительной перекройкой мира по шаблонам "нового мирового порядка".

Ближайшим этапом такой перекройки должно стать, по Бжезинскому, создание "сети международных связей, вне рамок традиционной системы национальных государств". Уже сейчас, признается он, "эта сеть, сотканная межнациональными корпорациями, создает неофициальную мировую систему для всеохватывающего сотрудничества в глобальных масштабах". Под давлением транснациональных корпораций создается новая международно-правовая база для легального утверждения повсеместного господства олигархических финансовых групп, для их вмешательства во внутренние дела суверенных государств, препятствующих установлению такого господства.

Процесс пересмотра основных норм международного права вдет уже полным ходом. Так, на "саммите тысячелетия", проходившем под эгидой ООН в сентябре 2000 года, на котором присутствовало 188 руководителей суверенных государств, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: "Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а сейчас мы живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная институционная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами".

Его предшественник на посту генсека ООН, Бутрос Гали, был еще откровеннее. "Сегодня речь идет не только о том, чтобы поддержать мир между государствами, - писал он в 1994 году. - Необходимо найти средства урегулирования разногласий, которые разделяют народы внутри самих государств. Эти новые задачи коренным образом меняют смысл, который международное сообщество до последнего времени вкладывало в поддержание мира. Допустимо ли, чтобы какое-либо государство, прикрываясь своим суверенитетом, попирало на своей территории права человека?.. Можно ли по-прежнему рассматривать как государства те территории, где отсутствует преемственность в политике?.. Из этого, на мой взгляд, следует, что вмешательство в целях исправления недостатков, присущих недемократическим государствам, является моральным долгом международной организации".

Ирак и Сербия являются достаточно яркой иллюстрацией того, какими методами будет проводиться это "вмешательство в целях исправления". Россия и целый ряд других стран имеют все основания беспокоиться, что их очередь в этом скорбном списке - не за горами.

Однако до тех пор, пока в мире существуют влиятельные силы, противящиеся такому сценарию развития, подавляющая военная и политическая мощь США необходима для того, чтобы эффективно блокировать любые попытки противостояния новому мироустройству. Этот этап строительства "нового мирового порядка" будет продолжаться, по мнению Бжезинского, еще несколько десятилетий, после чего будет создана "реально функционирующая система глобального сотрудничества, которая постепенно возьмет на себя роль международного "регента", способного нести груз ответственности за стабильность во всем мире". Такая глобальная система, в конце концов, "надлежащим образом узаконит роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы".

В свою очередь Ж. Аттали, бывший финансовый советник президента Франции и первый руководитель Европейского банка реконструкции и развития, создал историософскую теорию глобализации, которую он изложил, в частности, в своей книге "Линии горизонта".

Согласно этой теории, человеческая история представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, различающихся между собой в первую очередь фундаментальными ценностями, положенными в основу человеческого бытия. На этом основании он выделяет эпоху, когда господствующим было религиозное сознание с его культом священного. Затем - эпоху завоеваний с ее культом силы и личностью Монарха, Вождя как олицетворения этой силы. И, наконец, - эпоху торговли и взаимообмена, которую Аттали характеризует как Торговый Строй с его культом денег в качестве универсальной и абсолютной ценности.

В рамках такой теории Торговый Строй является высшей и конечной формой развития человечества. Именно он, опираясь на фантастические достижения науки и разработки новейших технологий, сумеет наконец объединить все человечество в рамках единого глобального общества, не признающего никаких национальных, государственных и религиозных различий. Новый человек, рожденный Торговым Строем, будет свободен от каких бы то ни было "ограничивающих влияний" -- от национальных корней, культурных традиций, государственных и политических пристрастий, даже от постоянных семейных связей. Поэтому Аттали называет новую цивилизацию, которая утвердится в результате

победы такого мироустройства, - цивилизацией кочевников, не связанных друг с другом и с миром ничем, кроме универсальных финансовых связей. В конечном итоге "человек будет самовоспроизводиться подобно товару, а жизнь станет предметом искусственной фабрикации и объектом стоимости".

Наконец, идеологическим прикрытием повсеместного насаждения "нового мирового порядка" является модная концепция "конца истории" американского профессора Ф. Фукуямы, согласно которой нынешняя цивилизация Запада в форме либеральной демократии с ее ценностями эгоистического индивидуализма, "свободного рынка" и "универсальных прав человека" является конечной стадией развития человечества.

Итак, в основание философии "глобализации" творцов "нового мирового порядка" положены следующие главные идеи:

"Миросистемный" подход Валлерстайна, представляющий человеческое сообщество как систему взаимодействующих регионов "ядра", "периферии" и "буферной зоны";

модель "открытого общества" Поппера как социальный механизм постоянной модернизации, а точнее - вестернизации;

гегемонизм США "по-бжезински" как геополитическое основание нового передела мира;

Торговый Строй Аттали как цивилизация денег, превращающихся из простого средства платежа в абсолютную, универсальную ценность;

теория Фукуямы, что этот строй есть венец истории.

Нетрудно заметить, что западная "философия глобализации" имеет явно консервативно-охранительный характер.

В историческом аспекте она сводится в конечном счете к тому, чтобы, невзирая ни на что, любой ценой удержать развитие в прежних качественных рамках. То есть остановить общественное развитие и в буквальном смысле слова "прикончить" историю. Глобализация в ее нынешнем наличном виде альтернативы не имеет - таково последнее ее слово,

В социальном плане она направлена на сглаживание и замазывание противоречий, а не на их разрешение. С этой точки зрения, противоречия сторонников и противников глобализации - плод недоразумения. Просто спорщики говорят о разных сторонах одного и того же предмета: одни - о достижениях прогресса, а другие - о его издержках. Поэтому не спорить им нужно, а объединяться. Пусть одни двигают вперед научно-техническое и экономическое развитие, а другие - заботятся о минимизации его побочных отрицательных последствий. Те же, кто этого не понимает, есть просто ретрограды и враги прогресса. Вопрос о том, насколько реальна подобная идиллия, даже не ставится.

Что же касается собственно научного аспекта проблемы, то все термины и определения, изобретенные буржуазной мыслью для обозначения процесса глобализации и современного его этапа, сводятся к более или менее подробному описанию внешних его признаков. Это даже не определения, а, скорее, иносказания, не решающие вопроса о сущности данного процесса, его движущих сил, его конкретных форм и особенностей.

3. Сущность глобализации

Да, глобализация - это объективный, необходимый процесс, сопровождающий человечество на всем протяжении его истории. Но вместе с тем это процесс общественный, протекающий в деятельности и взаимоотношениях индивидов, социальных групп, слоев, классов, наций, цивилизаций. Он связан непосредственно с их целями и интересами. И это диктует совершенно особую методологию его изучения, овладеть которой можно, лишь обратившись к классическому марксистско-ленинскому теоретическому наследию.

Марксист, писал Ленин, "не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость".

Развивая этот тезис, Ленин пришел к выводу огромной принципиальной важности:

пути реализации исторической необходимости "по природе своей" многообразны. История задает преимущественно вопрос не о том, "быть или не быть", а о том, "как именно быть". Она не знает однозначного, заранее жестко предопределенного развития событий. Одному и тому же объективному процессу могут давать содержание разные общественно-экономические формации. Одну и ту же необходимость могут определять разные классы и социальные группы. И в зависимости от этого крупнейшие общественные проблемы могут разрешаться разными путями. Общественная борьба ведется из-за того, какой именно из этих путей развития возобладает.

Что такое, например, современные глобальные проблемы - явление, возникшее из "прогресса вообще", или оно связано с вполне определенными общественными отношениями? Этот вопрос тщательно обходится и замазывается буржуазными теоретиками глобализации. Откуда, например, происходит хищнический, расточительный характер современного индустриального производства, ведущий к ресурсному и экологическому кризису? Присуща ли эта особенность "производству вообще", или она вытекает из подчинения материального производства рыночным законам извлечения максимума прибыли, законам накопления капитала, не знающего никаких пределов в своем стремлении к возрастанию?

Глобальные проблемы - общие для всего человечества. Однако порождены они не всем человечеством, взятым как целое, а конкретной социально-экономической формацией - капитализмом, группой наиболее развитых капиталистических стран. Так возникает следующая дилемма. Либо все человечество должно отдуваться за капитализм, решая за свой счет его проблемы. Либо сам капитализм превращается для человечества в проблему, угрожающую его благополучию и самому существованию.

Возьмем, к примеру, явление, с которым человечество столкнулось лишь во второй половине XX века и достоверность которого никем не подвергается сомнению, закреплена в декларациях международных форумов, в первую очередь конференции ООН в Рио-деЖанейро 1992 года. Суть этого явления в том, что распространение на весь мир западной модели производства и потребления невозможно ввиду ресурсных и экологических ограничений. Из этого бесспорного факта следует, что, поскольку западная модель в глобальном масштабе нереализуема, человечеству в целом следует искать какой-то иной способ существования и развития. Назовем этот гипотетический способ "устойчивым развитием" - термином, столь же широким и нейтральным, как и "глобализация". Но что дальше?

А дальше оказывается, что из одного бесспорного факта могут быть сделаны и делаются совершенно разные, даже диаметрально противоположные, социальные и политические выводы. Концепция устойчивого развития может иметь совершенно разные интерпретации,

Один из возможных выводов исходит из того, что Мальтус был в принципе прав: "закон убывающего плодородия почвы" непреложен, второе начало термодинамики универсально. Поэтому решение состоит в том, что западная модель производства и потребления должна быть сохранена только в странах "золотого миллиарда", а остальному миру придется пойти на жертвы. Теоретические основы подобного решения были заложены еще в 70-х годах в ряде докладов, подготовленных по заказу упомянутого Римского клуба - элитарной организации бизнесменов и ученых. В них были сформулированы концепции "пределов роста", "нулевого роста", "органического роста". Все они сводятся в конечном счете к идее количественного сдерживания развития производительных сил в прежних качественных, капиталистических, рамках. Таким образом, безудержный буржуазный прогрессизм, бесконечная потребительская гонка имеют своей изнанкой глубокий исторический и технологический пессимизм, выражением которого и служит концепция "конца истории".

Другой возможный вывод заключается в том, что западная модель производства и потребления должна быть преодолена, снята. Общественный прогресс должен обрести качественно новое измерение.

Вот как рисует эту альтернативу Программа КПРФ: "Вступая в новое тысячелетие, человечество оказалось перед самым драматичным за всю свою историю выбором пути дальнейшего развития. Вариантов, обусловленных противоположными социально-классовыми интересами, на наш взгляд, всего два.

Первый - сводится к ограничению или даже прекращению роста уровня мировой экономики при консервации нынешней структуры производства, распределения и потребления. Он рассчитан на то, чтобы увековечить деление человечества на "золотой миллиард" и эксплуатируемую им периферию, установить глобальное господство развитых капиталистических стран с помощью "нового мирового порядка".

Второй путь предполагает неуклонное повышение уровня благосостояния всего населения Земли при обязательном сохранении глобального экологического равновесия на основе качественного изменения производительных сил, способа производства и потребления, гуманистической переориентации научного и технологического прогресса".

Таким образом, глобализация - процесс неоднозначный и многовариантный. В ее развитии возможны различные альтернативы. Однако разобраться в этих альтернативах совершенно невозможно, если оставаться на уровне понимания глобализации, которые господствуют в современной западной литературе. Поможет понять эту сложнейшую проблему обращение к классическому наследию основоположников марксизма-ленинизма.

Согласно историко-материалистическому пониманию общественного прогресса, основной и определяющей мировой тенденцией, пронизывающей все ступени развития человеческого общества, движущей силой его все более глубокой и всесторонней интеграции является процесс обобществления труда,

Сущность данной экономической категории всесторонне освещена в трудах Маркса и Ленина. Ряд ее аспектов применительно к современной эпохе мы попытаемся выяснить в ходе дальнейшего изложения. Здесь же следует подчеркнуть, что весомейший вклад в усиление обобществления труда вносит капиталистический способ производства. Более того, капитализм сам создает предпосылки для дальнейшего продолжения этого процесса уже иным, свободным от эксплуатации человека человеком и классового антагонизма, путем. Как формулирует этот тезис Ленин, "обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед все более и более быстро и проявляющееся особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, - вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма".

Итак, наиболее общее определение совокупности современных явлений, обозначаемых термином "глобализация": капиталистическая форма обобществления труда, достигшая всемирного масштаба.

Однако существуют альтернативные формы обобществления труда. В современную эпоху оно может происходить двояким образом: либо в форме все более жесткого подчинения труда капиталу, либо в форме освобождения труда из-под власти капитала.

Глубочайшее, всемирно-историческое содержание этой альтернативы станет ясно, если вспомнить, что в марксистском понимании категории труда и капитала по своему содержанию значительно шире их традиционной узкоэкономической интерпретации. Труд есть, прежде всего, родовой признак человека, способ его существования, способ его развития - индивидуального и общественного. Его сущностью является не простая затрата энергии, а творчество. Так, согласно К. Марксу, всеобщий труд есть "всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение". Капитал же - это овеществленный, мертвый труд, приобретший денежную стоимостную форму и господствующий над трудом живым. Закон его развития - беспредельное количественное нарастание, лишенное какой-либо качественной определенности. Капиталу в принципе безразлично, благодаря какому именно виду труда он возрастает - производству лекарств или фабрикации наркотиков. Поэтому историческое противостояние труда и капитала имеет очень глубокий сущностный характер и охватывает не только экономические, но практически и все важнейшие аспекты человеческой жизни.

Альтернативы обобществлению труда нет и быть не может. А вот альтернатива его капиталистической форме была, есть и будет. "Социализм как интернациональное учение, - отмечается в Политическом отчете ЦК КПРФ VII съезду партии, - ни в коей мере не отвергает мировых интеграционных процессов - взаимопереплетения экономик, взаимообогащения культур, взаимодействия самобытных цивилизаций. Но он являет собой реальную альтернативу тем уродливым формам, которые принимает мировая интеграция при капитализме".

Капиталистическая глобализация несет в себе зародыш, материальную возможность перехода к новому, более справедливому общественному укладу. Но для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, она должна быть освобождена от своей нынешней, капиталистической общественной оболочки.

Человечество оказалось на развилке своей истории. И ниоткуда не следует, что мир обречен двигаться в русле сценариев западных творцов "нового мирового порядка".

http://www.oceaninfo.ru/smi/archiv/120301.htm

0

3

:ph34r:
  Владимир Плотников "Демократия и компот" 

«Раб, который оправдывает и приукрашивает свое рабство...»
В. И. Ленин

«Свобода слова – это кричать «Театр!» на пожаре»
Поговорка йиппи

Актуальные политические события вновь сталкивают нас с проблемой военно-фашистской диктатуры, казалось, безвозвратно отошедшей в прошлое вместе с крушением сталинистских и гитлеровских режимов.

Кажется, что времена угрюмых застенок, газовых камер и нагромождений из истлевших человеческих тел канули в небытие безвозвратно и окончательно стали достоянием кинохроник. Кажется, что неусыпный контроль за печатным и изустным словом теперь существует только на страницах модернистских романов. Кажется, что мы наконец-то обрели свободный разум и свободную жизнь. Кажется, что хотя восторжествовавшая во всем мире система буржуазной демократии и ведет к чудовищному экономическому порабощению и социальному неравенству, она, тем не менее, оставляет просвет для осуществления скрытых возможностей сопротивления.

Кажется, теперь у нас есть свобода-к-освобождению.

Так нам кажется.

Однако, так ли это на самом деле? Что за действительность стоит за этой кажимостью?

Бомбардировки Югославии и Афганистана, междоусобные войны на Кавказе, пособничество геноциду в Руанде, оккупация Ирака, перспектива военного конфликта с Ираном и тотальной войны на Ближнем Востоке – вот самые «яркие» действия капитала на мировой арене за последние десять-двадцать лет. Съемки того, как двое британских солдат держат иракского ребенка, в то время как третий бьет его сапогами по половым органам, напоминают кадры из классической ленты Рома «Обыкновенный фашизм». Самый оголтелый национал-шовинизм становится частью повседневной лексики вполне либеральных чиновников. Шутовская шпионская паранойя выходит на новый виток – и в средствах массовой информации продолжается безумный танец вокруг древнего образа Врага, как будто бы холодная война никогда и не заканчивалась. Рабовладельческая ксенофобия тоже выходит на бонус-уровень, и, сбросив старые расистские одежды американца-плантатора, безудержная ненависть против инаковости принимает форму «противостояния цивилизаций».
Все вышеизложенное наводит на мысль: а лучше ли буржуазная демократия, неограниченное господство собственнического класса на выборных началах, так называемой откровенной, военно-фашистской диктатуры?

Ответить на этот вопрос можно только используя средства самого строго логического анализа и критического осмысления исторических событий.

* * *
Преимущество «стандартного», невоенизированного демократического капитализма над военной диктатурой действительно кажется очевидным. Это преимущество состоит в наличии уже упоминавшейся выше свободы-к-освобождению, т. е. свободы создавать действенную оппозицию существующему порядку вещей. Да, действительно, мы знаем что более или менее активное леворадикальное движение («леваки» - как их презрительно окрестила советская пресса) возникло в Советском Союзе только в период пролиберальных реформ Никиты Хрущева, а при Сталине любые отклонения влево жесточайшим образом подавлялись; что в мае 1968 сотни бунтующих мексиканских студентов поплатились жизнью за свое неповиновение, в то время как количество погибших активистов Красного Мая в Париже, по некоторым данным, не достигает десятка (почти любая информация о тех событиях несет следы пристрастности информаторов и балансирует на грани пропагандистского вымысла и откровенного мифа). Репрессивная диктаторская машина явно оставляет для свободы-к-освобождению гораздо меньше пространства, чем буржуазная парламентская система. Похоже, эта система даже делает классовые противоречия антагонистического общества более очевидными, объявляя организационную свободу и не ограничивая дискуссии.

Но так ли это на самом деле? Давайте присмотримся повнимательнее и добавим в наши исторические выкладки немного теории. Марксистская концепция учит нас, что в любом классовом обществе наряду с доминирующим типом отношений существует подрывная, опрокидывающая привычный порядок тенденция, которая в конечном итоге приводит к перевороту и социальной революции. Субъектом этой подрывной тенденции является угнетенный класс, противоречащий самим фактом своего существования господствующему классу и являющийся носителем новаторского типа отношений. Учитывая это, можно утверждать, что любые властные режимы обладают революционным потенциалом просто потому, что в их рамках некая относительно большая группа людей, носительница альтернативного социального устройства, подвергается систематическому насилию со стороны правящей группировки. Вырываясь из железных тисков старой системы и культивируя в себе боевой дух, угнетенный класс ломает машину господства-порабощения (и в случае с пролетарской социалистической революцией – уже окончательно). Как сказал Хо Ши Мин: «Когда двери тюрьмы распахнутся, оттуда вылетит настоящий дракон».

Дело остается за «малым» – за боевым духом, а именно за субъективным компонентом борьбы классов – революционным политическим самосознанием. В некоторых случаях этот момент (важность которого неоднократно подчеркивали Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и другие теоретики новой левой) играет даже большую роль, чем объективная логика социально-экономических отношений. Так, наиболее мощный всплеск рабочего движения во Франции приходится на вторую половину 60-х, во время экономического бума и «послевоенного изобилия». Условия для жизни были в целом неплохие, но в самом обществе наблюдалась интенсивное брожение левацких настроений и нонконформизма, подогреваемое воспоминаниями о недавней победе над нацистами и левым уклоном в работах ведущих деятелей науки и искусства; сильный резонанс производила так же и культурная революция в Китае.

Напротив, в 90-е годы в СНГ, в период дикого «ковбойского» капитализма (с удалыми братками в роли ковбоев и чеченскими боевиками в роли каманчей), который продолжается и по сей день – разница том, что братки переоделись из малиновых пиджаков в строгие правительственные костюмы, трудящиеся выказывали минимальные потуги к классовому сопротивлению. В период чудовищной нищеты и братоубийственных войн, в эпоху такого глумления над человеческим достоинством, которого не знали даже рабовладельческие Штаты в XIX веке, символом общественного настроения стала политическая апатия вкупе с бессердечным эгоизмом. Парадокс: на историческом этапе, когда социальное расслоение обозначилось наиболее резко, а антагонизмы в обществе накалились до предела, основная масса тружеников продолжает смиренно тащить ярмо буржуазной мзды и с подростковым восторгом внимать барской указке Государства.

Это явление можно объяснить следующими причинами:

1) Наличие сфабрикованных во время советской партократии раболепных инстинктов (и, как обратная сторона той же монеты, отсутствие каких-либо навыков самоорганизации и противостояния власти).
2) Вера в «светлое капиталистическое завтра», «чтобы жить как на Западе»; бездумное восхищение «идеалами западной демократии», насаждаемое как непререкаемая истина псевдо-интеллигентами вроде Солженицына.
3) Самое главное: миф о бесполезности и даже явном вреде всякой радикальной освободительной политики, трактуемой карликовым обывательским мировоззреньецем как «безумие». Отождествление любого социализма со сталинизмом и тоталитаризмом. Торжество дискурса капитала, который говорит: «Я или хаос».

Сказанное выше демонстрирует роль субъективного фактора в формировании условий возникновения оппозиции, ценность субъективности для свободы-к-освобождению.

Но как относятся к субъекту, несущему в себе зародыш революции, рассматриваемые нами режимы – военно-фашистская диктатура и буржуазная демократия?

Известно, что все до сих пор существовавшие диктаторские режимы налагали табу на организационную свободу, революционеров и их семьи преследовали, пытали, гноили в тюрьмах и предавали страшной смерти. Партии и движения загонялись в подполье, лидеры повстанцев скрывались в джунглях и пещерах, пользовались временным политическим убежищем в забугорных государствах. Деспотические системы всегда пытались уничтожить подрывное движение на корню, не дожидаясь, пока оно примет тотальный характер.

Буржуазная же демократия несет на своем стяге свободу организационной деятельности. В странах ликующего капитала активно создаются всевозможные объединения, проходят манифестации, политизированные рок-концерты и т. п. Функционируют правозащитные организации, активную деятельность ведут профсоюзы. Все это происходит на фоне извечной эксплуатации, завоевания отстающих стран и масскультурного оглупления, но ведь все-таки происходит. Лучше такая оппозиция, чем полное отсутствие какой-либо оппозиции.

Но любой социальный процесс, как процесс, необходимо рассматривать с точки зрения динамики: если в обществе происходит нечто, то какие это имеет предпосылки и к каким это ведет последствиям?

При таком взгляде на события, совершенно очевидной становится правота Герберта Маркузе, утверждавшего, что современное общество – это общество одноплоскостное, замкнутое в одном кольце всевластья, и не могущее выйти за его пределы. Общество без оппозиции. Вернее, оппозиция-то есть, но она никуда не ведет. Беззубая оппозиция, принимающая демагогические резолюции и проводящие бесполезные референдумы, или же утраивающая многотысячные шествия с пением бунтарских песен и произнесением страстных зажигательных речей для… осуществления кое-каких экономических поблажек в лучшем случае или возведения на престол нового (возможно, даже более свирепого, чем прежний) Старшего Брата в случае худшем.

Или обратный вариант (в принципе тождественный первому): лилипутские группировки сектанов-радикалов, выдвигающих ультрареволюционные требования и не желающих ни в коем случае пойти на «соглашательство» или быть «оппортунистами». «Соглашатель-оппортунист», в понимании таких сектофилов, это любой, кто высунет нос за пределы их узкого революционного кружка. Разумеется, что КПД такой кружковщины равно нулю.

Такая оппозиция беззуба с самого начала, беззуба по определению. Ее существование даже на руку пронырливой буржуазии: сектофилам - продавать всякого рода памятные реликвии, футболки с Че Геварой и публикации какого-нибудь модно-культового писателя a la Лимонов, а на профсоюзных массовиках-затейниках можно вообще делать неплохой бизнес: какой же крупный предприниматель откажется примерить на свою задницу президентское кресло, да еще прослыть при этом борцом за «свободную демократию»?

Такая оппозиция безобидна для капиталистического режима. И радикализировать ее в основной массе будет очень сложно. Наоборот, при определенных обстоятельствах эти структуры могут становиться эпицентром реакции. Во время того же Красного Мая именно компартия Франции и профсоюзные представители смогли охладить бурлящую волну рабочего неповиновения.

Бескомпромиссным же революционерам, ратующим за чистоту партийных рядов, очень скоро надоедает играть в Октябрьскую революцию, и они начинают играть непосредственно в компьютерные игры - благо виртуальный мир подчас гораздо ярче и насыщеннее, чем наш утлый земной мирок. Или же активные молодые люди берутся таки за ум и идут делать деньги и карьеру (ну нельзя же вечно жить в мониторе, даже жидкокристаллическом!)

Эта «оппозиция» - как бы хвостик капитализма, который повсюду летает вслед за массивом власти, чтобы буржуазные апологеты могли кичиться своими «свободолюбием» и «непредвзятостью», а к брэнду рыночной экономики можно было приклеить дополнительный стикер – «демократия».

Однако в гуще современного человеко-машинного муравейника помимо клоунов и сектофилов есть также и действительные социалисты, желающие коренным образом изменить современный мир и не копирующие образы великих событий и исторические трафареты, а ориентирующиеся на условия самого существования властного режима сегодня. Не выбирающие на помойке истории самый блестящий (или наоборот, всеми попранный и поруганный) символ, но критически осмысляющие опыт всех протестных движений прошлого. Такие люди действительно могут представлять известную опасность для авторитета повсеместно господствующего капитализма, а возможно, даже для его существования.

Но как только сильные мира сего начинают чувствовать, что оппозиционные силы представляют для них реальную политическую угрозу, революционное сопротивление подавляется, причем с максимальной, поистине садистской жестокостью. Так было в Западной Германии, в случае с RAF, так было с Фиделем Кастро, который поначалу просто произносил речи в студенческом городке Гаванского университета. Только когда его выступления стали привлекать большие (слишком большие!) толпы народу, власти поняли, что с этим человеком необходимо разговаривать только на языке пулеметных очередей.

Но в большинстве случаев не происходит и этого. Оппозиция в системе буржуазной демократии подавлена с самого начала, она кастрирована, и не может уже зачать сопротивление. Иначе бы буржуазия не терпела ее, а жгла в концлагерных печах или сводила с ума в «мертвых коридорах».

Те же начатки реального левого движения, которые уже сейчас существуют в капиталистическом обществе (и в частности на территории СНГ), правящая каста попросту не принимает всерьез или рассчитывает в нужный момент использовать ее так же, как и массовку обывателей. Пока власть не опасается радикальных протестных организаций. А зря. Ибо, как учит древняя индийская мудрость: «не говори, как глупец, что зло не придет к тебе, потому что и чаша наполняется до краев от маленьких дождевых капель».

Исходя из вышеприведенных доказательств, можно сказать, что буржуазная демократия не имеет серьезных преимуществ перед фашистской диктатурой. Ибо в обоих случаях мы узнаем одну и ту же нехитрую схему – беспощадное подавление всего, что выходит за рамки господствующего режима, только в формате буржуазной демократии субъекту предоставляется право разыграть спектакль перед бездушным ликом власти, спектакль под названием «оппозиция». Спектакль, не имеющий реальных политических последствий, располагающийся, выражаясь языком психоанализа, исключительно в сфере воображаемого. И не потому, что буржуазно-демократическая оппозиция по каким-либо причинам не дотягивает до реального изменения, не осиливает его, но потому что она с самого начала игнорирует саму возможность радикальных перемен.

Однако же формально оппозиционное активистское крыло существует, что позволяет журналистам говорить фразы вроде: «у нас теперь могут публиковаться оппозиционеры всех мастей и волостей, у нас нет никаких препятствий». Создается умиротворяющая розовая фантазия о наличии «свободы» в жестоком обществе всеобщей конкуренции, откуда логически вытекает ходульный пассаж конъюнктурных пропагандистов: «при известных неизбежных недостатках капитализм все-таки…» и т. д.

На самом деле у буржуазии всегда есть большой градусник, которым она измеряет уровень свободы в мозгах своих батраков. Чтобы балаган не переходил в реальные действия. Концентрация свободы в центральной нервной системе законопослушных граждан не должна превышать показатели, предусмотренные ГОСТом. В 68-м году буржуазия с градусником немного зазевалась, и чуть было не произошло непоправимое. Но ничего, обошлось: вовремя подоспели представители «оппозиции» со шприцем.

В свете сказанного не может быть даже и речи о возможности существования какой-либо свободы-к-освобождению в условиях буржуазно-демократического устройства. Становится очевидным, что парламентский капитализм с его многопартийностью, перевыборами, дебатами и импичментом является системой полной репрессии, оставляющей лишь чисто номинальное право на свободу.

Фашизм со свободой-к-освобождению расправляется немного по-другому. Вместо того чтобы, идя по стезе ликующего капитала, сделать из свободы цирковой фантом и встроить этот фантом в рыночную машину, т.е. поставить его себе на службу, фашистский деспотизм сразу исключает (убивает) неугодную ему форму существования. Фашизм, подобно средневековому схоласту Уильяму Оккаму, полагает, что «лишнее сущее» необходимо просто отрубить.

Здесь впервые рельефно выявляется разница между капитализмом и фашизмом: если фашизм просто желает уничтожить Другого (ибо сущность фашизма как раз и состоит в агрессии/страхе по отношению к любой инаковости), то капитализм уродует и калечит Другого, с тем чтобы уничтожить его.

Фашизм говорит: «Ты отличаешься от меня, ты не такой, как я, и в этом твое преступление. Ты умрешь, можешь не молить о пощаде – ты для меня всего лишь вещь». Речь же капитала такова: «Да, я буду сосуществовать с тобой, кто бы ты ни был. Но только в том случае, если ты полностью подчинишь себя моему желанию! Я засуну тебя в прокрустово ложе моего хотения и обрежу тебе уши и пальцы на ногах, и мне все равно, до какой степени будет тебе больно – ты для меня всего лишь вещь».

В этом смысле буржуазная демократия приемлемее, чем военно-фашистская диктатура: в последнем случае ты просто умираешь страшной смертью, а в первом тебе дается какое-то количество лет, чтобы беспомощному и искалеченному (духовно во всех случаях и физически в большинстве случаев) изведать всю глубину своего отчаяния.

Нет никаких оснований предполагать, будто бы строй буржуазной демократии несет какую-то особенную свободу-к-освобождению, которая отсутствует в режиме откровенно диктаторском. Известно, что во время Второй Мировой Войны в Германии активно действовали группы антифашистов (несмотря на перспективу самой ужасной расправы!), что наиболее ожесточенное сопротивление во второй половине XX века капиталистическая система получила не со стороны жителей стран либеральной идеологии, а со стороны латиноамериканских крестьян, живших и боровшихся в условиях чудовищной диктатуры, что первая в истории пролетарская революция произошла не в развитой «свободолюбивой» Европе, а в азиатско-деспотической России и т. д. В то же время рабочий класс многих развитых либеральных стран к началу XIX века прославился своей инертностью и политической апатией. Например, лидер партии Черные Пантеры Хьюи П. Ньютон открыто заявлял, что американский пролетариат является реакционной «рабочей аристократией», окончательно продавшейся капиталистам, и что революционный призыв следует бросать иным слоям населения.

Все это ни в коей мере не говорит в пользу военно-фашистской диктатуры, отнюдь нет. Просто под данным углом зрения происходит девальвация буржуазной демократии как особенной среды, где существует свобода-к-освобождению.

* * *
Есть один очень мощный аргумент, который разом пресекает все наши рассуждения о возможности/невозможности создания революционной оппозиции. Этот аргумент – наличие свободы слова. Да, конечно, абсолютная свобода слова просто немыслима, на практике мы всегда имеем дело с некими ограничениями. Однако абсолютная несвобода слова не только вполне мыслима, но и имеет свои конкретные исторические воплощения.

Любые диктаторские системы порывают со свободой слова, как опасной самой сущности диктата. А буржуазная демократия напротив, гордо проносит транспарант со «свободным разумом», выдавая его чуть ли ни за самую характерную черту своей политической физиономии. И действительно: пусть журналы и телевидение принадлежат крупным собственникам, пусть литература и университетское образование превращены в средства наживы. Но ведь путы государственного надзора и цензуры, в принципе сохранившиеся, значительно ослабевают – теперь у тебя над душой никто не стоит и не смотрит, что ты пишешь и что читаешь, как сказал один «монстр» русского рока, переживший в советское время значительные притеснения со стороны органов правопорядка.

Разве создавая относительно свободную информационную зону, капитал не способствует тем самым своей гибели? Не способствует началу социалистической революции? Ведь «в начале было Слово», это так любят повторять наши полуграмотные телерепортеры, знакомые с библейским Писанием по предисловиям к романам Достоевского. Публикуя Лукача, Троцкого, Сартра, Маяковского, Арагона и Брехта не создает ли медийный монстр капитализма пространство действительно свободного мышления? Революционную потенцию?

На этот вопрос следует ответить отрицательно. И вот почему.

В одной из своих публикаций, известный госпатриот и историк-шоумен Эдвард Радзинский, пишет, вспоминая своего отца: «Он был интеллигентом, помешанном на европейской демократии, часто цитировал мне слова чешского президента Масарика: «Что такое счастье? Это иметь право выйти на главную площадь и заорать во все горло: «Господи, какое же дурное у нас правительство!»

Да, уж этим «счастьем» европейская (читай «буржуазная») демократия обеспечивает человеческого индивида с избытком (хотя, в некоторых авторитарных режимах, например, в российском путинском, этим «счастьем» активно пользуются только комики-пародисты, выполняющие функцию королевских шутов). Действительно, можно выйти на главную площадь главного города и закричать: «господа, у нас дурное правительство!» и… смиренно вернуться на свое рабочее место. Потому что если ты не вернешься на рабочее место, то власть будет бить тебя дубиной и стрелять в тебя газом, а то и свинцом, и тогда ты узнаешь истинную цену этой «свободы слова». Поэтому кричи сколько влезет, можешь даже охрипнуть от крика, главное, чтобы это не шло вразрез с экономическим интересом господствующей элиты. Главное, чтобы твой крик не будил сонных людей, а лишь действовал им на нервы.

В условиях военно-фашистской диктатуры за выкрик «у нас дурное правительство!» двуногий моментально отправляется к заплечных дел мастеру. Но «свободный» капитализм поступает гораздо хитрей и прагматичней. Зачем зря губить людей, зачем уничтожать рабочую силу? Достаточно просто исключить всякую возможность бунта, вот и все. Делается это через искусственное расщепление человеческого опыта, расщепление сферы дискурса и сферы поступка. Ты можешь читать книги, которые в иных условиях рассматривались бы как запретные, можешь произносить речи, которые в иных условиях не преодолели бы пределов кухни – но этим и ограничивайся. Ты можешь даже с головой закинуться крамольной литературой, но ни в коем случае не делай так, чтобы твое слово переходило в действие.

Именно таким образом власть может совершенно обезопасить себя от поползновений со стороны дерзкомыслящих. Достаточно лишь создать тип человека болтающего, мышление которого полностью замкнуто само на себе, и который твердо знает, что:

1) Мир неизменяем, его невозможно изменить, а пытаться изменить его, тем более в лучшую сторону – значить быть сумасшедшим. Необходимо адаптироваться, и делать так, чтобы мир тебя принимал.
2) Относительная интеллектуальная свобода, которая предоставлена человеку в пределах наличного бытия, существует исключительно как самоцель и не может определять практическую деятельность; интеллектуальная свобода может существовать лишь в виде отвлеченной духовности и академической скуки.
3) Все, кто пытается активно действовать и увязывать свои слова со своими делами – фашисты, которые пытаются навязать остальному человечеству свою волю; они хотят захватить власть и стать новыми хозяевами; все это уже много раз было, так к чему же повторять историю?

Таким образом, происходит даже не расщепление, а чудовищная подмена человеческого опыта. Подмена реального действия размышлением о действии, когда человек, вместо того, чтобы освободится, бесконечно задается вопросом: «так свободен я или несвободен?» Любое радикальное противостояние наличному порядку вычеркивается еще до своего начала: именно поэтому можно разрешить свободу слова. Человек просто не начинает ничего делать, ибо заранее знает, что любое делание бессмысленно. Разум замыкается в себе и становится самодовлеющей технологической рациональностью, уже не способной ни на что, кроме обслуживания компьютерной техники (заводского оборудования) да воспроизведения истерических причитаний о дурном правительстве.

Теперь можно разрешить полную свободу слова; ведь эта «свобода», изолированная в самой себе, вовсе не означает свободу дела, а даже наоборот, служит этакой дискурсивной жвачкой, которой можно занять челюсти голодных (духовно – всегда, физически в большинстве случаев) людей.

Уж не потому ли современные корифеи философии и всевозможных арт-проектов так любят обсасывать измусоленный пелевинский квази-буддизм, с тинэйджерской однобокостью подвергающий сомнению бытие всего сущего, и потому с насмешкой взирающий на всякую деятельную жизненную позицию? И не является ли пелевенский буддизм идеальным выражением буржуазной интеллектуальной «свободы», закабаляющей разум? Закрывающий разуму всякий проход к реальности, предоставляя ему взамен плохо состряпанную абстракцию?

В процессе отчуждения от реальности дискурс вырождается в ахинейское словоблудие, в самодовлеющий поток текста, которым при желании очень легко манипулировать – были бы финансовые ресурсы. Всякий речевой акт становится аляповатым пятном на фоне действительной жизни, которую он не силах изменить или даже адекватным образом передать; как совершенно справедливо отмечали шестидесятники-йиппи, «свобода слова – это кричать «Театр!» на пожаре».

Диктаторская управленческая машина неусыпно следит за тем, чтобы ее подопечные не подумали или не сказали чего-нибудь опасного, в то время как система буржуазной демократии не испытывает в этом потребности ибо она уже пресекла самый путь воплощения радикальной мысли. Парадоксально, но военно-фашистская диктатура даже испытывает некий интимный интерес к внутреннему миру человеческой единицы (достаточно вспомнить допросы в сталинских застенках, где из жертв госрежима выжимали всю подноготную, все мельчайшие нюансы их личной жизни). «Свободный» же капитализм таких операций уже не производит, ибо на пике отчуждения он упразднил какую-либо значимость внутреннего мира как такового. Капитализм может дозволить читать любые книги, даже самого подрывного содержания, а также поносить правительство и т. п., ибо эта словесная трескотня не представляет для него абсолютно никакой угрозы. Как может остановить распространяющийся пожар человек, мечущийся по месту катастрофы и выкрикивающий: «Театр!»…

Разумеется, все это больше относится более к государствам «цивилизованного капитализма», нежели к странам Восточной Европы, в которых установлены продеспотические чингисханские режимы. Однако не остается никаких сомнений, что как только «свобода слова» начнет непосредственно угрожать гегемонии капитала, правящая верхушка немедленно возьмется за розги и будет с полицейской тщательностью вымарывать неугодные ей буковки - в лучших традициях великорусского царизма.

* * *
К проблеме свободы слова тесно примыкает проблема тотального контроля.

Повсеместная слежка в крупнейших европейских диктатурах XX века – гитлеровской Германии и СССР эпохи Сталина, стала притчей во языцех. Властное администрирование всех и вся, пронизывающее диктаторский социальный механизм, является главным сюжетом околоисторических телепередач-страшилок, уравнивающих левый проект эмансипации с тоталитарным порабощением. Контроль и принуждение осуждаются либералами как бесчеловечные средства; сами же либералы говорят о том, что в современном рыночном обществе контроль отсутствует.

Псалмопевцы капитализма уверяют нас, что в буржуазной системе есть некоторые недостатки, как-то: социальное расслоение, безработица, проституирование, криминальный (он же полицейский) произвол, войны, нищета, но существующие достоинства существенно перекрывают перечисленные напасти. Эти достоинства заключаются в отсутствии государственного сверхконтроля и открывающихся в связи с этим отсутствием волшебными перспективами.

Мы полностью согласны с тем, что тотальный надзор и сквозное администрирование являются серьезным, если не самым серьезным, социальным злом. Мы, антиавторитарные коммунисты, являемся даже наиболее последовательными проводниками этой идеи.

Но каким же образом тогда существует буржуазно-демократическая система, если она полностью, или хотя бы почти, порывает с контролем/подавлением? Как она закрепляет иерархию, поддерживает существование классового неравенства, леденящего душу отчуждения и т. п.? Неужели же протокольные отглаженные мужчины в галстуках правы, и все капиталистическое общество зиждется на гармоническом со-общении продавцов и покупателей + сведенная к минимуму функция госуправления?

Военно-фашистская диктатура держится, в конечном итоге, на фигуре великого Вождя и подчиненных ему репрессивных инстанциях – тайной полиции, управленческой бюрократии, армии и т. д. Все эти социальные образования можно обозначить словом «суверен» - носитель власти. В обществе, состроенном по диктаторскому типу, суверен занимает конкретное пространственное положение, он находится в строго определенном месте социальной системы. Границы суверена как раз и служат одним из главных факторов укрепления и поддержания диктатуры – достаточно проводить периодические чистки внутри границ и держать в страхе рабочий скот по ту сторону границы.

В буржуазно-демократическом режиме мы наблюдаем прямо противоположное явление. Исчезают надзор, крупные репрессивные образования, засилье полицейщины, но взамен происходит превращение всего общества в одну гигантскую полицейскую структуру! Четкие границы суверена исчезают, но суверен оказывается распыленным, рассеянным буквально повсюду – в школе, в частных, общественных и религиозных организациях, в развлекательных заведениях и коммуникационных технологиях.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить судьбу профсоюзов, которые из органов рабочего самоуправления и пролетарской борьбы превратились в одни из самых реакционных властных образований, не только диктующих рабочим правила поведения, но и насаждающих среди них рабский образ мысли. Или еще: в 70-е гг. в Европе и Новом Свете развернулось крупномасштабное движение против карательных методов в психиатрии (так называемая «антипсихиатрия») в поддержку более гуманных способов лечения – психоанализа, гештальт-терапии и пр. Эти способы были приняты властями и возведены в ранг официальных. Но результат получился прямо противоположный: психотерапия стала одним из самых жестких методов подавления, практически зомбирования, ставящий своей целью превращение уникальной человеческой души в покорный придаток станка, уже не переживающий страдание, но «адаптированный к обществу». Не психотерапия повлияла на власть, а власть оккупировала для себя психотерапию.

С исчезновением монополии официальной государственной церкви в странах Европы (в Америке это по известным причинам произошло раньше) возникли сотни тысяч маленьких сект, построенных по тому же принципу эксплуатации и ограбления верующих, что и церковный истэблишмент. Но что гораздо важнее, все эти секты служили каналами распространения того же самого торгашеского мировоззрения наживы, все они повиновались одним и тем же госструктурам, все они были колесиками того же самого репрессивного аппарата.

В области развлечений вместо партийных ресторанов и званых вечеров для избранных функционеров (явления типичные для диктаторского режима) можно наблюдать распространение «благотворительных» рекламных концертов, или увеселительных мероприятий для привлечения электората, и, наконец, реалити-шоу – символ абсолютного контроля над человеческим существом и уничтожения какой-либо частной формы существования как таковой.

То же самое происходит в сфере сексуальности: развитие порноиндустрии, легализация проституции, производство «сексуальных услуг» в виде лошадиных фаллоимитаторов и фантасмагорических костюмов – все это мощные орудия давления на человеческую природу, фабрикующие формы поведения угодные капиталу уже на уровне биологических позывов.

Ну а совершенствование видеотехники и создание Интернет-технологий предоставило в руки власти такие средства управления и воздействия, которые не снились даже святой инквизиции. И чем более человек имеет доступа к информационной технике, тем больше о нем сведений может собрать группа слежки. Диктаторская политика ограничения здесь более не эффективна.

Становится понятным, что в буржуазно-демократической системе силовые линии власти не концентрируются в едином суверене, но, децентрализуясь, пронизывают все общество, являя собой образчик подлинно тоталитарного контроля, не контроля извне, но контроля изнутри.

Постоянное физическое присутствие полицейского более не требуется, полицейские функции становятся невидимыми и вездесущими. Жандарм теперь присутствует везде, и поэтому нет нужды писать донос на соседей. Само «свободное» буржуазное общество раздавит неприятного ему субъекта, вытолкнет его из себя и уничтожит, даже если никто не будет ставить галочку под расстрельным списком.

* * *
Ну уж нет, - могут возразить нам, - расстрелы здесь как раз места не имеют. Буржуазная демократия имеет неоспоримое превосходство над военно-фашистской диктатурой, потому что последняя практикует систематическое убийство – сжигает, вешает и травит невинных людей, причем делает это в масштабах целых географических регионов. Парламентский капитализм, при всех своих огромных недостатках, ограничивается избиениями групп пикетчиков да разгоном манифестантов с применением водометных установок. Диктаторскому же устройству жизненно необходимо устраивать народу периодическое кровопускание, иначе диктатура теряет свою политическую значимость. В то время как мирный капитал занимается пропагандистскими шоу-программами. Не сравнивайте Освенцим и концерт группы «Руки Вверх!»

Эти типичная логика постсоветского обывателя, зомбированного дутым карьеризмом и «перспективами» самому стать капиталистом-эксплуататором: ведь нас же не убивают! За нами «черный воронок» по ночам не приезжает! Мы живем нормально! Стабильно! И т. п.

На такого рода аргументы следует возражать, что нет существенной между репрессией в диктаторском режиме и человекоубийством во время тривиального, «свободного» капитализма, прелести коего мы можем наблюдать последние два десятка лет.

Для человека нет разницы, приедут ли за ним на «черном воронке» и расстреляют в застенке, или его раздавит своим мерседесом пьяный чиновник и он скончается в больнице с переломанными костями и порванными внутренностями.

Для человека нет разницы, сгноят ли его в трудовой колонии где-нибудь в Сибири, или он в страшных муках умрет от лучевой болезни – последствия захоронения ядерных отходов.

Возможно, человеку было лучше, если бы его казнили в газовой камере, а не ампутировали всю нижнюю часть тела, вышвыривая в жестокое отчужденное общество, как это произошло с Андреем Сычевым.

Для человека нет разницы, умрет ли он от ножа в подъезде или от пули в тюремных казематах; вскроет ли он себе вены от безвыходности и отчаяния или будет публично повешен за неосторожное слово; будет ли он растерзан в каком-нибудь «министерстве любви», или его выпотрошат и продадут на органы в хирургическом пункте районной поликлиники.

Здесь опять-таки можно провести грань между военно-фашистской диктатурой и буржуазной демократией: последняя предоставляет своим клиентам богатый ассортимент смертей, в то время как диктат обычно уничтожает людей более или менее однообразно. В этом действительно заключается подлинная свобода буржуазно-демократической системы; свобода, которую психоаналитик Жак Лакан совершенно справедливо назвал «свободой сдохнуть».

Парламентский «свободный» капитализм косит людей не в меньших, если только не в больших, масштабах, чем откровенная диктатура. Кошмарные статистические коэффициенты, демонстрирующие динамику вымирания населения бывшего СССР уже давно догнали и перегнали показатели сталинского террора; жестокости и цинизму внешней политики Северо-Атлантического Альянса мог бы позавидовать сам Адольф Гитлер. Вот только в отличие от прямолинейного лобового фашизма, капитал питает явную склонность к «креативу»: смерть он облачает не в форму партийного карателя, а украшает воротничком продажного чиновника, укутывает в феерическое одеяние лидера секты, одевает в модный прикид нарко-дилера. Хотя для карателя место всегда найдется.

Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что наши титулованные масс-медийные медики лгут: подлинным приоритетом в мире глобальной конкуренции является отнюдь не качество жизни, но качество смерти. В отличие от относительно монотонных казней и пыток, применяемых классическими диктатурами, капитал-демократия производит самые разнообразные формы умерщвления – от эпидемий до напалмовых зачисток, поставляя их на мировой рынок вместе с DVD-дисками и куклами Барби.

* * *
Неправ был Михаил Бакунин, когда говорил, что диктатура – это явный враг, а буржуазная демократия враг скрытый, а скрытый враг опасней и т. п. Буржуазная демократия – такой же явный, заклятый враг, как и тоталитарная диктатура, ибо в сущности своей это один и тот же аппарат убийства, отличающийся лишь по форме проявления.

Хотя, разумеется, некая иллюзионистская особенность у буржуазной демократии есть: эта система не только производит раба-смертника, но производит такого раба, который оправдывает и приукрашает свое рабство.

Вопрос «А что предпочтительнее – имеющая свои недостатки демократия или военная диктатура?» является логически некорректным, и вводит нас в заблуждение уже по самой форме своего вопрошания, ибо это вопрос об одном и том же. С равным успехом можно было бы спросить: «а крокодилы по небу летают розовые или лиловые?» Если мы доверимся субъекту, который задает вопрос, и начнем отвечать на него, то впадем в ахинею.

На вопрос, что лучше - собственническая демократия или диктатура, следует отвечать: «свободный коммунизм». Отвечая так, мы не погрешим против формальной (и, тем паче, против диалектической) логики, наоборот, против нее грешит тот, кто задает абсурдный вопрос.

Существует старинная французская легенда, о том, как одного преступника, ведомого на казнь, спросили, что он предпочитает – смерть через повешение или смерть через отсечение головы? Ни мало не раздумывая, приговоренный ответил: «Я предпочитаю вишневый компот». 

http://pfreedom.org/readarticle.php?article_id=75

0


Вы здесь » ЕДИНЫЙ ФОРУМ АНАРХИСТОВ » Общий » Книга о настоящем государстве