"Русский марш" и межнациональные отношения в России
О "Русском марше", состоявшемся 4 ноября в одних регионах, и запрещенном властями в других, в той или иной мере осведомлены, согласно данным опроса, менее четверти россиян (8% "знают" о нем, 14% - "что-то слышали"). Три четверти опрошенных (74%) впервые услышали об этом событии от интервьюеров. Даже в Москве осведомленность проявили лишь чуть более половины участников опроса (54%), тогда как 43%, по их словам, ничего о "Русском марше" не слышали. При этом большинство заявивших, что они в той или иной мере информированы о данном событии (12% от всех опрошенных), утверждают, что не знают, в чем состояла главная идея "Русского марша". Полагают, что знают об этом, 9% участников опроса (в Москве - 32%), и их попросили сказать, в чем данная идея заключатся, что хотели заявить участники акции. Чаще всего респонденты, не выражая собственного отношения к идеям инициаторов марша (что, собственно, и не требовалось постановкой вопроса) говорили, что они выступают под лозунгом "Россия для русских" (3% от всех опрошенных), добиваются ограничения прав "инородцев" или их выселения из страны (2%). Некоторые характеризовали идеи акции как националистические (1%) или фашистские (1%).
Тех, кто что-либо слышал о "Русском марше", спросили, проходил ли он в их регионе: 5% опрошенных ответили на этот вопрос положительно, 11% - отрицательно, 6% - затруднились с ответом. Стоит отметить, что в Москве лишь половина из числа респондентов, в той или иной мере осведомленных о марше, заявили, что в столице он состоялся (26% от всех опрошенных москвичей); 13% москвичей сказали, что марша не было, и 14% - затруднились с ответом.
* * *
Данные опроса в очередной раз подтвердили, что в российском обществе накоплен значительный потенциал национальной нетерпимости. Почти две трети опрошенных (62%) полагают, что следует ограничивать въезд представителей некоторых национальностей в их регионы, и лишь 24% - что делать этого не следует. Причем доля противников этнических барьеров на этом пути заметно сократилась в сравнении с данными полугодичной давности: в апреле этого года против подобных ограничений высказывались 32% россиян. Большинство опрошенных (52%) одобрили бы, по их словам, и решение о выселении некоторых национальных групп за пределы их региона, осудили бы такое решение 31% опрошенных. Эти данные практически воспроизводят результаты опроса, проведенного два года назад, в октябре 2004 года. Но в самое последнее время, похоже, преобладает тенденция к росту национальной нетерпимости: в апреле текущего года сторонников и противников гипотетического решения о выселении людей по этническому критерию было поровну: 42 и 41% соответственно. Отметим, что относительно пожилые россияне занимают в этих вопросах более толерантную позицию, нежели молодежь и среднее поколение.
В то же время большинство участников опроса (55%) заявляют, что им никогда не доводилось испытывать раздражение или неприязнь по отношению к представителям иных национальностей; 23% респондентов говорят, что такое с ними бывало - но редко, и только 18% - что они часто испытывали подобные эмоции. Однако даже те, с кем, по их словам, этого никогда не случалось, заявляют о согласии поддержать решение о выселении из их регионов некоторых национальных групп почти столь же часто, как и о несогласии с таким решением (38 против 41% в этой группе опрошенных).
Григорий Кертман