Перемирие между Ливаном и Израилем еще не значит мир
— Я рад объявить, что оба лидера согласились с тем, что прекращение враждебных действий и окончание столкновений начнет действовать 14 августа в 5.00 по Гринвичу, — заявление Кофи Аннана по поводу договоренностей с израильским премьером Ольмертом и его ливанским коллегой Фаудом Синиорой выглядит оптимистично. Но наступит ли тишина на Ближнем Востоке — и если да, то надолго ли?
Итак, с понедельника (8.00 по Москве) Израиль и “Хезболла” должны прекратить боевые действия. Резолюция за номером 1701, принятая Совбезом ООН, требует “полного прекращения военных действий”.
ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ИЗРАИЛЬ?
Израилю предписывается полностью вывести войска с территории Южного Ливана. Но до того, как правительство примет решение о прекращении огня, израильская армия продолжила наступление к линии по реке Литани. Налицо желание успеть взять под контроль как можно больше территории до того, как наступит перемирие. Стремление Израиля понятно — до вывода израильских войск и прибытия в южные районы Ливана миротворцев и ливанских военных зачистить пограничные регионы от боевиков “Хезболлы”. Если перемирие будет действовать, то военные действия будут приостановлены, если нет — продолжены на новом этапе. К тому же продвижение до реки Литани позволит закрепить израильские позиции в переговорном процессе. Цена, которую приходится за это платить, очень высока. В субботу израильская армия понесла самые большие потери за все время нынешней кампании: погибли несколько десятков человек, сбит военно-транспортный вертолет, а 5 членов его экипажа считаются пропавшими без вести.
— Есть приказ дойти до реки Литани насколько это возможно, — рассказал “МК” израильский военный источник. — Хотя продвижение сохраняется, объем операции на юге Ливана снижается. Наши войска уже не заходят в селения, а огибают их. Важно дойти до Литани, в некоторых районах это 6 км, в некоторых — 30 км. Очень тяжело “проутюжить” это расстояние. На подступах к селениям идут тяжелые бои. А если солдаты оторваны от основных сил (например, в случае десанта), там возникают свои тактические проблемы. За последние сутки погибли 25 наших военных.
Если перемирие вступит в силу, то израильские войска останутся на занятых позициях примерно на месяц, говорят в Израиле. Каков же итог конфликта? Израиль потерял около 150 своих граждан (только военных погибло 108 человек), а экономике страны конфликт обошелся в $5,5 млрд. Уничтожить ни “Хезболлу”, ни ее боевой арсенал у Израиля не получилось. Максимум, чего удалось добиться — и то с оговорками, — оттеснить боевиков от границы. Безуспешной оказалась и задача по освобождению захваченных террористами израильских военнослужащих, но такие операции военным путем и не решаются.
ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ЛИВАН?
Ливан должен ввести свои регулярные войска на юг страны и установить полный контроль над территорией страны. Параллельно с выводом израильских войск из Южного Ливана и вводом частей ливанской армии туда должны войти миротворцы из ЮНИФИЛ (контингента ООН в Ливане). Миротворческий контингент, согласно резолюции 1701, будет сильно увеличен — с 2 тысяч до почти 15 тысяч служащих — и наделен новым мандатом, существенно расширяющим полномочия голубых касок. Итого на юге Ливана должны появиться около 30 тысяч бойцов ливанской армии и сил ООН. При этом не допускается размещения в регионе военизированных формирований типа “Хезболлы”. С виду очень благостная картина получается. Вот только остается вопрос: как долго “Хезболла” согласится участвовать в режиме перемирия? “С каких пор террористические организации одобряют резолюции ООН?” — не без резона задаются вопросом в Израиле. “Война не окончена” — эти слова лидера “Хезболлы” шейха Хасана Насраллы сомнений не оставляют: перемирие не значит мир.
Андрей ЯШЛАВСКИЙ
“Насколько эффективным будет объявленное перемирие?” — спросил “МК” у своих экспертов.
Мансур ШАКИРОВ, зампред Совета муфтиев России:
— Конечно, будет эффект: погибнет меньше мирных жителей. Если это перемирие спасет хоть одну человеческую жизнь, то это ли не эффект? Российские мусульмане полностью поддерживают курс правительства: мы за то, чтобы порядок на Ближнем Востоке был восстановлен любой ценой, пусть даже в жестком режиме. В кровавую перебранку должны срочно вклиниться авторитетные и цивилизованные страны, такие как Россия. Дерущихся надо развести по разным углам. В регион после перемирия и переговоров должны войти миротворческие силы, в том числе и наши голубые каски, для того чтобы хоть искусственно поддерживать порядок. Другого сценария в природе не существует. Потому что иначе они будут продолжать убивать друг друга.
Адольф ШАЕВИЧ, главный раввин России:
— К сожалению, так называемое перемирие — это далеко не решение проблемы. Война не закончится еще очень долго, если вообще закончится… Конечно, перемирие, пусть и временное, необходимо. Вообще, нужно делать все, чтобы пролилось как можно меньше крови. Но поймите, что Израиль как государство хотят физически уничтожить. Евреи ведь не хотят захватить Ливан и там верховодить — они просто с оружием в руках защищают свою землю. И временными перемириями здесь не обойдешься. Также я не верю всем этим болтунам из ООН и Евросоюза. Единственный выход — Россия и Америка должны сесть за стол переговоров, откинуть маски и побеседовать по душам. Путин и Буш легко могут прекратить боевые действия. Никто во всем мире не сможет это сделать, кроме руководителей этих двух стран…
Михаил РОМАНОВ
Московский Комсомолец
от 14.08.2006
http://www.mk.ru/numbers/2315/article80871.htm